Люди, у которых отказали почки, очищают кровь с помощью гемодиализа — аппарата «искусственная почка». Выполнять эту процедуру можно только в стационаре. Без очистки крови человек умирает через два-три дня.
Чтобы получить необходимую врачебную помощь, никопольчане и жители Никопольского района, а таких по официальным данным более 20 человек, вынуждены три раза в неделю в любую погоду трястись в общественном транспорте в областной центр. Это и здоровому выдержать трудно, а тут инвалиды первой группы! Только диву даешься, на что способен человек, который понимает, что у него нет другого выхода. А может, этот выход все-таки есть? С проблемой решили разобраться журналисты «Вістей».
КАКОВА РЕАЛЬНОСТЬ
Как отмечают специалисты, фактическое количество больных с хроническими болезнями почек в Украине — почти полмиллиона человек. Только 10 — 15% от общего числа таких пациентов получают жизненно необходимую терапию. Если в европейских странах диализное лечение доступно 1 тыс. пациентов на 1 млн. жителей, то в Украине этот показатель — 139 пациентов на 1 млн. населения.
На сегодняшний день в стране существует государственная программа «Централизованные мероприятия развития системы предоставления медицинской помощи больным нефрологического профиля», но попасть в списки очень трудно — не хватает мест. Следовательно, места для проведения процедуры гемодиализа освобождаются лишь в двух случаях: если человеку пересадили почку, и она успешно прижилась, или если больной умер.
По словам директора департамента здравоохранения Днепропетровской ОГА Натальи Будяк, количество людей, нуждающихся в такой очистке крови, постоянно увеличивается. Чтобы разгрузить областные больницы и приблизить эту жизненно необходимую процедуру к людям, более трех лет назад депутаты облсовета приняли программу, по которой в городах Никополь и Павлоград должны были открыть диализные центры. Первым на очереди стоял Никополь. Но, на самом деле, оказалось, что в Павлограде такой центр работает уже два года, а в Никополе его до сих пор нет.
ЧИНОВНИКИ НЕ ТОРОПЯТСЯ
Услуги диализа предоставляют в областной больнице имени Мечникова и в Днепропетровской городской клинической многопрофильной больнице №4. Туда и катаются в общественном транспорте три раза в неделю больные с острой почечной недостаточностью из Никополя и Никопольского региона. После процедуры, которая длится четыре часа, они в полуобморочном состоянии добираются обратно домой. А вот в Беларуси, например, аппараты гемодиализа стоят в каждом городе. Причем, эта процедура обязательна для всех людей с болезнью почек и предоставляется им бесплатно! У нас же с такими больными не нянчатся.
— Год назад врачи обнаружили у меня проблемы с почками, — рассказывает редактор никопольской городской газеты «Визит-Венал» Сергей Светличный. — На государственную программу диализа не мог пробиться из-за нехватки мест. Я умирал, уже с родственниками попрощался. Но мой брат нашел частную клинику в Запорожье, где стоимость одной процедуры — около 3 тыс. грн., и тоже очередь. Вопрос стоял так: если проживу пять дней, значит, буду жить. В Запорожье меня привезли уже без сознания из-за сильнейшего отравления организма…
Через месяц, благодаря депутату Верховной Рады Андрею Шипко, удалось попасть на государственную программу в областную горбольницу №4.
Кстати, в Европе государство оплачивает за лечение больного острой болезнью почек независимо от того, где он получает гемодиализ — в государственном или частном центре. У нас такого нет. Ездить в Днепр в общественном транспорте — выше моих сил. Меня возит брат на автомобиле и эту дорогу поистине можно назвать дорогой жизни. Сколько аварий за это время увидел, сколько раз в двадцатиградусный мороз машина глохла на трассе, а вокруг никого… Это сложно описать словами, чтобы понять, нужно только прочувствовать на себе. Наверное, поэтому наши чиновники, не испытавшие на себе всех мук, так инертны в решении данной проблемы.
У Сергея Пузько почки отказали в 37 лет — осложнение после гриппа, уже три года находится на гемодиализе.
— От каждой процедуры зависит моя жизнь. Пока не попал на государственную программу, был вынужден ездить в частную клинику, а это по 200 долларов три раза в неделю. Три месяца поездил, вроде небедный парень был… Случайно попал на государственную программу.
— Что это за случайность?
— Женщина 20 лет была на диализе, а потом ей это надоело, и она отказалась. У нас все быстро происходит: если нет этой процедуры, человек в течение нескольких дней умирает мучительной смертью. В нашем регионе 36 больных нуждаются в гемодиализе, многие из них, чтобы избежать постоянной тряски в общественном транспорте, живут в облбольнице. А я мотаюсь в Днепр три раза в неделю в жару, дождь, мороз… Особенно сложно, когда зимой закрывают трассу на несколько дней, пока не расчистят от снега. Тогда либо умирай, либо езжай в окружную, на электричках, а это девять часов пути! Но другого выхода нет, у меня двое детей и мне надо работать.
— Сколько денег Вы тратите на поездку в облбольницу для проведения процедуры?
— Минимум 5 тыс. грн. в месяц. Но больным еще выписывают дополнительные дорогостоящие лекарства, которые я, например, уже второй год не могу купить. Полтора года пытался ездить на личном автомобиле, но выходит еще дороже.
Получается, что более 20 инвалидов 1-й группы нуждаются в помощи и заботе, но реально предоставлены сами себе. Ведь пока чиновники находятся в режиме ожидания, эти люди ждать не могут. У них счетчик жизни идет на дни, часы, иногда на минуты…
ПРОБЛЕМУ РЕШАЛИ
29 апреля этого года на 7-й сессии городского совета депутаты проголосовали за открытие в Никополе диализного центра. Прилюдно пообещали, что уже осенью он будет работать. Даже выделили помещение при горбольнице №1 и утвердили меморандум между Никопольским городским советом и ООО «Укрфармагрупп» (представитель итальянской компании Беллко) о реализации проекта по оснащению диализного отделения. В одном из пунктов меморандума черным по белому написано: «В максимально короткi термiни вжити всiх заходiв для створення нового вiддiлення для гемодiалiзу в Нiкополi». Год заканчивается, а диализного центра здесь как не было, так и нет. Наверное, «максимально короткие сроки» для местных чиновников — понятие растяжимое. Да и обещать — не делать, как говорят в Одессе. К тому же единственное помещение, которое лучше всего подходило для этого отделения, уже отдали под хоспис.
Журналисты «Вістей» попытались получить объяснение у никопольских чиновников.
— Фирме, с которой мы заключили меморандум, просто не дали зайти в Никополь, — говорит заместитель городского головы по гуманитарным вопросам Ольга Коник. — А без финансирования, как вы понимаете, бизнесмены сотрудничать с нами не будут. В городском бюджете таких средств нет, потому что необходимо обеспечивать другие социально важные программы. Финансирование диализного центра в Никополе возможно только в том случае, если его включат в государственную программу.
Однако людям с острой почечной недостаточностью город помогает, чем может, считают местные чиновники. По словам главврача Никопольского центра первичной медико-санитарной помощи Валентины Горяной, с июля этого года пациентам, нуждающимся в гемодиализе (таких в Никополе 11 человек), ежемесячно из городского бюджета выделяют 70 тыс. грн. на медикаменты.
Это, конечно, хорошая материальная помощь, но людям нужен диализный центр. Почему, когда выяснилось, что для него не дали финансирования, местные чиновники промолчали? Не предприняли никаких решительных действий? Не отстояли решение Никопольского депутатского корпуса и интересы людей? И почему в департаменте здравоохранения области и представители власти других уровней не заинтересованы помочь тем, кто в этой помощи остро нуждается?
У Сергея Пузько, как и у других пациентов, которым необходима процедура гемодиализа, есть мнение на этот счет:
— К никопольским чиновникам у меня претензий нет, это не их уровень решения вопроса. А местные депутаты даже один раз дали мне материальную помощь в размере 2 тыс. грн. Думаю, вся загвоздка в представителях власти уровнем повыше. Понимаете, есть фирмы, которые готовы бесплатно установить оборудование в течение месяца и потом зарабатывать на его обслуживании, но они принципиально не хотят давать откаты, и есть чиновники, которые принципиально эти откаты хотят получить. Им наплевать, что это человеческие жизни, что часть больных уже не дождалась помощи. И мы стали заложниками этих «принципов».
НЕ СДАЮТСЯ
Может быть, открытие диализного центра, действительно, тормозится из-за личной заинтересованности отдельных представителей власти разного уровня, а может быть, просто из-за их равнодушия к чужой беде. Но надежда на то, что такой центр все-таки откроют, еще остается. В районной больнице есть подходящее помещение, коммуникации для специальной системы водоочистки и реанимация. Фирма, с которой заключат договор, готова установить оборудование в течение месяца. Кстати, насчет финансирования. Деньги для этих больных уже выделяются и их нужно только перенаправить. Много ли времени для этого надо?
Так что при желании и надлежащей активности у чиновников есть все возможности открыть диализный центр до конца этого года! Тогда пациенты Никополя и Никопольского района получат врачебную помощь ближе к дому. А значит, не будут зависеть от транспорта, тратить силы, время и деньги на дорогу, и смогут после диализа быстрее возвращаться к повседневной жизни. К тому же открытие центра освободит места в облбольницах, что позволит спасти еще не один десяток жизней.
Открытым остается вопрос о враче-нефрологе. Пока кто-то из местных медиков обучится на курсах, может быть, специалист областной клиники согласится возглавить отделение в районной больнице, а местная власть обеспечит его жильем и надлежащей зарплатой?
Пока же более 20 жителей Никополя, Покрова, Марганца, Никопольского и Томаковского районов, у которых отказали почки, направили депутату Верховной Рады Андрею Шипко письмо, в котором изложили суть проблемы и попросили о помощи. Но на этом останавливаться не собираются. Такие же письма направлены в облгосадминистрацию и Министерство здравоохранения Украины, Кабинет Министров и Президенту. Если это не поможет, готовы выйти под стены Верховной Рады. Те, кто постоянно живут на грани, научились ценить жизнь, а значит, и отстаивать свое право на нее.
Редакция и дальше будет информировать читателей о развитии событий.