Были эмоции, но и звучали конструктивные мысли. Результатом стала резолюция, которая будет отправлена городскому голове для реагирования.
Хочу высказать своё виденье данной проблемы и результатов круглого стола.
Первая проблема, которую подняли – это льготные автобусы как ограничение прав льготников, нарушение законодательства и не равное распределение субвенций государства. Городская власть озвучила цифру почти в 37 тысяч льготников, а это 1/3 населения города, как заметила представитель исполкома Сидько Светлана Дмитриевна. Но получается, что 1/3 населения хотят втиснуть в всего 13 автобусов !? Странная забота о льготниках.
Вызывает сомнение и сама цифра 37 тысяч льготников, в количество которых вошли и все пенсионеры; так как например «афганцы» или «чернобыльцы» как правило тоже являются пенсионерами. В этом году из гос.бюджета выделено 1,9 миллиардов гривен на субвенции льготным категориям, где указанны конкретные категории льготников, где нет пенсионеров за возрастом.
Конечно, лучшим решением было бы увеличение пенсии и монетизация льгот, но пока это только обещают нам из Киева. Во многих городах проезд пенсионеров оплачивают из городского бюджета, не в пиковые часы, например с 9 до 16 часов на всех автобусах без ограничений. При этом чётко прописывают обязанности в тендерных условиях с перевозчиками, перевозить льготников без ограничений при условии частичной финансовой компенсации.
У нас же, в городе, хотят сесть одним местом на два стула!
Второй проблемой, которую подняли на круглом столе, была проблема завышенной стоимости проезда в городском транспорте. Стоимость в четыре гривны установили в период, когда цена диз.топливо и была высокой, но с тех пор она уменьшилась на 30% . В затраты внесено и 818 тысяч на стоянки автобусов!? Если автобусы ставят на стоянках а не на территории своих предприятиях, то город может выделить им стоянку без арендной платы.
Так же значительно уменьшились отчисления ЕСВ , что тоже вносили в затраты перевозчики. Все эти факторы, казалось бы, должны уменьшить стоимость проезда как минимум на 25%, но Светлана Дмитриевна, как экономист, заявила, что стоимость наоборот должна вырасти до 5 гривен, так как обнаружилось, что пассажиропоток снизился с 16 миллионов до почти 10 миллионов! Оказывается, что за год, случилось снижение на более чем 30% пассажиропотока и у нас перестали ездить почти 6 миллионов пассажиров!?
Допустим, что люди стали экономить и ездить реже! Но ведь стали ездить чаще те, кто теперь меньше ездит на своем автомобиле ! А прибавьте медицинскую реформу в городе, в результате которой людям надо поехать в другой конец города и не один раз. Участники круглого стола приводили свои расчёты и доказывали, что пассажиропоток занижен умышленно.
Но вопрос; как и кто считает пассажиропоток у нас в городе для расчётов стоимости проезда, остался без ответа. Добавлю, что согласно рыночным законам, при снижении стоимости проезда, всегда увеличивается пассажиропоток и тем саамы доходы перевозчиков.
Но если перевозчики не желают снижать стоимость проезда, то они обязаны были при увеличении стоимости, улучшить качество обслуживания: обновлять парк автобусов на более новые и пассажироёмкие, установить громкоговорители для обьявления остановок, установить видеорегистраторы в салонах автобусов для фиксации конфликтов между пассажиром и водителем, оборудовать автобусы читаемыми на расстоянии табликами – указателями номеров маршрутов, установить пандусы для инвалидов и.т.д.
Ещё одним вопросом стала проблема отвратительного состояния остановок. Автобусные остановки не защищают от ветра и дождя, на территории остановок грязно , а в зимний период там нагромождение льда, при этом в прошлом году на уборки остановок потрачено 150 тысяч гривен из городского бюджета и постоянно выделяются деньги на ремонты остановок. Нет табличек с указанием графика маршрутов. Выход только в разрешении предпринимателям устанавливать остановочные комплексы, которые установят удобные остановки, будут убирать её и ремонтировать и при этом же приносить доход в городской бюджет! Но и тут городская власть противится и остановки в Никополе похожи иногда на мусорный бак, на котором висит куча рекламной макулатуры.
На круглом столе были затронуты так же ещё ряд проблем, которые требуют решений и постоянного контроля: отсутствие интернет площадки для информации по перевозкам и обсуждения проблем, отсутствие в автобусах всей необходимой информации для пассажиров, уменьшение посадочных мест, что не соответствует техническому паспорту и другие.
Мои выводы сильно не отличаются от резолюции участников круглого стола, а именно:
1. Убрать понятие льготный автобус и вернутся к решению исполнения закона на всём городском транспорте. Варианты решений уже есть в других городах.
2. Ввести в состав комиссии исполкома по транспорту представителей общественных организаций, которые будут следить за исполнением законодательства, и защищать интересы пассажиров и льготных категорий.
3. Создать комиссию с привлечением общественности и проверить объективность данных про количество льготников в Никополе.
4. Ввести в состав тендерных комиссий представителей общественных организаций, в состав которых входят льготная категория населения. Прописать чёткие тендерные условия. Провести тендера по каждому маршруту отдельно , что исключит монополизацию этого рынка и в результате конкуренции получит больший эффект.
5. Провести тендер на установку типовых автобусных остановочных комплексов предпринимателями.
6. Привлечь представителей общественных организаций для объективного изучение пассажиропотока и в дальнейшем для установления стоимости проезда.
7. Создать интернет площадку для информации и обращений, связанных с пассажирскими перевозками, где указать график и карту маршрутов, телефоны фирмы перевозчика и разбив по их маршрутам, график заседаний комиссии по транспорту. При наличии более трёх объективных жалоб на одного перевозчика, разрывать с ним договор на перевозки.
8. Установить на конечных остановках видеорегистраторы для проверки, в случаи жалобы, соблюдения графика автобусов. Установить в салонах автобусов видеорегистраторы, которые в случаи конфликта или спора между пассажиром и водителем, помогут выяснить ситуацию.
9. Обязать перевозчиков составить план обновления автопарка и оборудования его для инвалидов. При невыполнении плана в сроки, разрывать договор с такими перевозчиками.
10. Обратится к Верховной Раде с просьбой о законодательном разрешении монетизацию льгот, что значительно упростит жизнь и перевозчикам и пассажирам и городской власти!
И главное, что Городская исполнительная власть должна стать эффективным посредником между пассажиром и перевозчиком, но пока она больше похожа на стороннего наблюдателя. Конфликты и непонимание общественности будет до тех пор, пока представители общественности не будут привлечены к регулированию этих отношений на всех этапах; от конкурса до контроля! А между тем, в апреле нас ждет новый тендер по пассажирским перевозкам! Что изменится!?
20 комментариев