Открытое письмо Никопольскому городскому голове Фисаку А. П. и депутатам Никопольского городского совета VII созыва
Поводом для написания данного письма стали непрекращающиеся клеветнические нападки в сторону руководства Никопольского завода ферросплавов. Суть претензий состоит в том, что НЗФ перечисляет в местный бюджет платежи за землю в размере 1 %, в то время, когда предприятия трубной площадки – 3 %. Называются также какие-то несуразные суммы в сотнях миллионов.
Сама подоплёка политических инсинуаций, возникших накануне выборов в местные советы, была объяснима: определённому кругу лиц нужно было как можно больше «вылить грязи» и подпортить репутацию достойных конкурентов – представителей партии «Відродження». Наверное, нужно было еще в тот период дать достойный отпор. Но, как говорится, всему свой черед. И, поверьте, те, кто с нечистой совестью пришел во власть, без сомнения, будут разоблачены. Дело только во времени.
Предлагаем Вам вместе разобраться и сделать соответствующие выводы по данному вопросу.
Начнем с определения.
Согласно Налоговому кодексу Украины плата за землю - это обязательный платеж в составе налога на имущество, взимаемого в форме земельного налога с владельцев земельных участков и земельных долей (паев), а также c постоянных землепользователей, и арендной платы - за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности на правах аренды.
В период 1995-2000 гг., в процессе обновления землеустроительной документации, НЗФ получил государственные акты на право постоянного пользования землей на территории г. Никополя, а именно: под промплощадкой для металлургического производства общей площадью 400,7335 га; под водопроводом и хозбытовой канализацией - 1,639 га; стадионом «Электрометаллург» - 8,9879 га; гостиницей «Никополь» - 1,0652 га; культурно-спортивным комплексом – 0,538 га; санаторием-профилакторием «Электрометаллург» - 5,4747 га и базой отдыха «Феросплавщик» - 4,1354 га. У завода также есть выписки из технической документации о нормативной денежной оценке указанных земельных участков.
Приняв в пользование данные земельные участки, завод взял на себя всю полноту ответственности за использование их по целевому назначению, дальнейшее благоустройство и обеспечение санитарного состояния территорий.
До 01.01.2015 ставка налога на земельный участок, денежная оценка которого проведена, согласно изменениям в Налоговом кодексе Украины, внесенным Законом Украины от 28.12.2014 № 71-VIII, составляла 1% от нормативной денежной оценки. В 2015 году сумма налога на землю рассчитывалась с применением ставок, действующих до 31.12.2014.
Согласно этому же Закону ставка годовой арендной платы за пользование земельными участками устанавливается договором аренды и не может быть меньше 3 %, поэтому за пользование земельными участками на правах аренды, находящимися в пределах городской черты, НЗФ перечисляет 3% арендной платы.
По аналогичным ставкам в 2015 г. перечисляли земельные платежи и предприятия трубной площадки. Подчеркиваем, и НЗФ, и предприятия трубной площадки перечисляли 1 % от нормативной денежной оценки земельного участка по акту постоянного землепользования и 3 % по договорам аренды. Но здесь, как говорится, есть нюанс.
В соответствии с госактом № 599 на право постоянного землепользования, выданным в 1997 г. бывшему государственному Южнотрубному заводу, общая площадь земельного участка под промплощадкой составляла 381,951 га. После реструктуризации, по мере образования на территории промплощадки новых предприятий, указанный земельный участок постепенно перераспределялся. Впоследствии городу было возвращено в коммунальную собственность несколько земельных участков общей площадью 37,4872 га и выкуплено 0,9579 га.
К сожалению, четкой информации о перераспределении земельных участков между предприятиями, находящимися на территории промплощадки бывшего ЮТЗ, на сегодня нет. Последние изменения в госакт № 599 были внесены 28.09.2007. На публичной кадастровой карте значится, что более 40 % земельного участка бывшей промплощадки ЮТЗ - бесхозна. Есть информация, что некоторые участки выделялись в счет земельного участка, на который выдан госакт № 599, но фактически они находятся за его пределами. Также есть участки, которые территориально располагаются на земельном участке ГП НТЗ, на который был выдан отдельный акт землепользования, а изменения внесены в госакт № 599 ОАО НЮТЗ.
Многие договора купли-продажи недвижимого имущества осуществляются без должного оформления землеустроительной документации и без оформления договоров аренды земельных участков, а договора аренды, срок действия которых закончился в 2012-2013 гг. своевременно не переоформлены.
Возникает первый, вполне логичный вопрос: кому выгодна такая ситуация?
Тут же необходимо отметить, что некоторые депутаты Никопольского городского совета предыдушего созыва, в том числе члены постоянной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и охраны окружающей среды, владеющие и информацией, и правом что-либо решать по данному вопросу, не только ничего не предпринимали во время своей каденции, но и искажали информацию, используя некомпетентность простых граждан в своих грязных предвыборных технологиях.
Второй момент, который также хочется обсудить, касается того, как некоторые бывшие и вновь избранные депутаты – инициаторы определенных решений горсовета - «поддерживают» градообразующие предприятия.
Решением Никопольского горсовета от 26.06.2015 № 13-63/VI «О земельном налоге на земельные участки» утверждены новые размеры ставок.
С 1 января 2016 г. земельный налог за пользование земельным участком промышленного назначения на постоянной основе будет исчисляться по ставке 1,5 % как для НЗФ, так и для трубников.
Казалось бы, разница небольшая. Особенно для предприятий трубной площадки, которые в основном пользуются земельными участками на правах аренды. Для НЗФ же эта разница составит 14,8 млн грн за 2016 г. против 9,8 млн грн за 2015 г.
Но кто учитывает кризисные явления и отсутствие рынков сбыта продукции металлургических заводов, в том числе и ферросплавов?
И кто принимает во внимание, какие усилия прикладывает руководство предприятия, чтобы сохранить рабочие места и социальную сферу, выплачивать полностью и своевременно одну из самых высоких зарплат в горно-металлургическом комплексе Украины, наполнить бюджеты всех уровней, понимая, что это и зарплата бюджетников, и пенсии, и другие социальные расходы? При этом доля отчислений НЗФ по НДФЛ в городской бюджет составляет около 25 %.
Неужели судьба покинутых властью краностроительного завода, ниточной фабрики, молокозавода, пивзавода и др. никопольских предприятий, которыми в свое время гордились никопольчане и благодаря которым город жил, нас ничему не научила? Кто сегодня платит за них налог на землю? Естественно – никто.
Это уже вопрос второго порядка. В погоне за призрачной выгодой можно получить совсем иной эффект.
Простое сравнение: для аналогичного предприятия – Запорожского завода ферросплавов, промплощадка которого находится практически в центре города, и для многих других крупных промышленных предприятий Запорожья (Запорожсталь, Днепроспецсталь), земельный налог на 2016 г. не изменился и составляет 1 %.
Подводя итог, просим считать данное письмо наказом новоизбранным руководителям города - городскому голове Фисаку Андрею Петровичу и секретарю городского совета Саюку Александру Ивановичу – о создании специальной комиссии для проверки правоустанавливающих документов на землепользование или аренду всех земельных участков, находящихся на территории г. Никополя, а соответственно и проверки правильности уплаты земельных платежей.
Уверены, что результаты работы комиссии не только дадут возможность навести порядок, но и законно привлечь дополнительные средства в бюджет города. Мы же заинтересованы поставить точку в этом скандально-волнующем горожан вопросе, ведь если этого не сделать, у наших избирателей могут возникнуть совсем другие вопросы.
Председатель правления,
генеральный директор ПАО «Никопольский завод ферросплавов»,
депутат Днепропетровского областного совета,
председатель Днепропетровской областной организации партии «Відродження»
В.С. Куцин
30 комментариев