С 1992 года до 2013 года, Украина развивалась исключительно эволюционным путем, отказавшись от радикальных усилий, все поручив времени, надеясь, что УССР будет эволюционировать и постепенно будет переварена независимой Украиной … Произошло же все наоборот: советская республика начала поглощать независимое государство.
Еще в те времена, следовало дать честную и принципиальную, юридически и политически взвешенную оценку советской республики с позиций национальных интересов, и сопоставить этот бутафорский объект с такими формами государственности, как Украинская Народная Республика и Западно — Украинская Народная Республика. Это не было сделано. Поэтому где-то в тени находились важные проблемы, например: кем считать тех, кто уничтожил УНР, и после этого можно ли рассматривать статус государственности относительно УССР? Возможно, это было бутафорское квазигосударство под протекторатом СССР. К сожалению, почти все украинские лидеры не касались этого комплекса фундаментальных проблем.
Нужно понимать, что местная партийная номенклатура не хотела ничего создавать, пытаясь продлить до бесконечности свое пребывание у власти, комфортно чувствуя себя без присмотра со стороны московского ЦК, КГБ и Комитета партийного контроля, то есть увековечить УССР без Советского Союза. На территории Украины, им был нужен осколок прежней идеологии, политической системы и силовых структур, а не их полный демонтаж и замена национальными институтами. Поэтому за годы независимости не были расторгнуты идеологические связи с тоталитарным прошлым советского периода, которое до сих пор сохраняется в массовом общественном сознании.
Советчина (совок) сохранилась в нашей стране почти полностью — памятники коммунистическо-имперской монументальной пропаганды исчезли только в Галичине, в то время как на большей части территории Украины антитоталитарные законодательные акты были проигнорировали. Украина, декларируя свой европейский выбор, находится в окружении коммунистических идолов. Десоветизация (преодоление совка) несовместима с сохранением тоталитарного культурно-исторического пространства.
Историческое сознание прошлого до Революции Достоинства оставалась господствующим. Его воссоздавали СМИ, система образования и власти. Весомую роль в новой советизации Украины сыграло государственное культивирование мифа «Великой Отечественной войны», ставшего самым мощным фактором восстановления коммунистического (совкового) массового сознания. Эта идеологема сумела скрыть факт, что сталинизм для Украины был такой же страшной угрозой, как и гитлеризм. Показательно, что в Украине праздновали 9 мая с большим размахом, чем 24 августа — День Независимости.
Власти всячески пыталась сдерживать полемику вокруг «Великой Отечественной войны», апеллируя к милосердию, мол, такие споры душевно ранят ветеранов. Таким образом, Украина стала заложницей одной группы населения, которое до конца цепляться за прошлое, и политиков, которые используют такие настроения. Последние подпитывались бесконечными празднествами освобождения городов и сел от немецко-фашистских захватчиков, что подавалось режимом Януковича, однозначно и абсолютно как позитив, хотя «освобождение» — означало возвращение всех атрибутов сталинской диктатуры: структур НКВД, колхозного рабства, слежения и доносов, террора и бесправия.
Нерешенные вчера вопросы, начинают вредить стране в ее сегодняшнем развитии. Отсутствие четкого толкования событий Второй мировой войны вызывает невозможность решить проблему ОУН и УПА и национального взаимопонимания, создает благоприятную почву для пропагандистского вмешательства России во внутренние вопросы формирования украинской национальной идентичности.
Постсоветское мышление политиков характеризуется использованием власти для обогащения, неуважением к верховенству права, особым вниманием к атрибутам и ритуалам иерархии, нетерпимостью и желанием переделать разного плана учреждения «под себя». Также это статусные привилегии (вип-залы, эскорт), потребность в создании внешних и внутренних врагов, пропаганда, демагогия и маска «демократичности» перед Западом. Старые советские ценности, практики и нормы модифицируются, комбинируются, смешиваются с западными эквивалентами, порождая достаточно новый эклектичный контекст, который уже не является советским, но и назвать его западным или европейским также невозможно. Он — постсоветский.
Общественная организация «Солидарность правых сил» трактует постсоветскость (совок), как патологический статус-кво, требующий преодоления.
ОСТАП ГОЛІНКА
Керівник Західно – Українського напряму ГО «Солідарність правих сил»
10 комментариев