Никому не нужные истории
Хочу рассказать на страницах Интернет газеты «Город Никополь», о том какая страшная трагедия произошла со многими семьями Никопольчан и не только в 1986 году. Возможно многим эта история покажется совсем не интересной. Но у каждого как говорят свой крест. Бог дает каждому только по его силам.
Моё повествование, так же является частью текста, из книги «Место подвига – Чернобыль», которую мы скоро закончим, и будем передавать в печать.
Для чего я это пишу ? Зачем будет нужна эта книга ? В первую очередь эта книга написана для того, что бы донести информацию тем, кто придет в этот мир, через много лет после нас, и может быть, ничего не будет знать об опасности «мирного атома» и о катастрофе на ЧАЭС 1986 года.
Мой муж, Зуев Геннадий Викторович – участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, родился 04 марта 1944 года. С отличием закончил среднюю школу в г.Марганце. Поступил в институт в г.Харькове, получил высшее образование. Во время учебы был Ленинским стипендиатом. Получил красный диплом инженера-электрика. Работал по направлению в ПЭС г.Никополя начальником службы эксплуатации. Курировал работу всех подстанций Никопольского района. Во время работы очень добросовестно выполнял свои обязанности. На работе его уважали за профессионализм и порядочность.
Женился в 1973 году. Вырастил и воспитал двоих детей (сын Константин 1974 г.р. и дочь Ирина 1981 г.р.).Детей очень любил и был примерным мужем.
В Чернобыле работал с 22 июля по 22 сентября 1986 года. Был заместителем командира воинской части. За особые заслуги, при выполнении работ по ликвидации аварии был награжден медалью и присвоено внеочередное звание капитан. В Чернобыль он поехал не по своей воле, по приказу Никопольского военкомата. Его призвали на сборы, в то время, когда я была с детьми в гостях у родственников (Россия).Даже не дали возможности дождаться нас и встретить. Мы приехали из отпуска и были в растерянности, почему нас Геннадий Викторович не встретил. Дети спрашивали : «Где папа?». Я не знала , что и отвечать. Только дома я увидела записку, где были объяснения, что его срочно призвали на воинские сборы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Даже не дали встретить семью. Вот тогда я поняла всю серьёзность этой ситуации. Радиация – это страшная беда и нашу семью не минует. Мой муж очень часто говорил, что переживал он во время прохождения службы на ЧАЭС. Геннадий Викторович по образованию инженер – электрик , свою дипломную работу делал на Чернобыльской станции в 1971 году. Знал станцию, бывал там и не знал, что примет участие в ликвидации аварии этой станции в 1986 году. Во время сборов по ликвидации аварии, он в с.Ораное был заместителем командира воинской части. Заботился о своих подчинённых, опекал их, создавал максимально комфортные условия их пребывания в этой сложной ситуации. За особые заслуги, во время ликвидации аварии на ЧАЭС , был поощрен ценным подарком – именными часами. Ему было присвоено очередное звание – капитан запаса.
Мой муж вспоминал, что жутко было смотреть на окружающую среду в районе зоны отчуждения. Грибы и ягоды в лесу вырастали большой величины. По лесу бродили облысевшие дикие свиньи. Птицы улетели. В лесу была гробовая тишина. Эту жуткую картину он видел целых три месяца.
После приезда из Чернобыля у нас начались проблемы. У мужа начались крошиться и выпадать зубы. Начались проблемы со здоровьем. Бесконечные хождения по врачам, в то время когда надо работать, что бы растить и воспитывать двоих маленьких детей. Начались лечения в стационарах, но надежды, что будет какое-то улучшение, уже не было. До 50 лет муж доработал с большими трудностями и в 1994 году пошел на Чернобыльскую пенсию. На тот период пенсия составляла 59 гривен. На эти деньги даже одному нельзя было прожить. Дети были материально на защищены. Дети испытывали такую нужду во всём, что не хочется об этом и вспоминать ! Человек отдал своё здоровье, выполняя свой гражданский долг перед Родиной, а потом остался один на один со своими бедами не нужный Родине. Эти беды испытывал вся наша семья. Дети видели страдания отца, и всё это откладывалось в их сознании. Семья жила в большой нужде. Мы не жили , а выживали.
По 2-3 раза в год мужу приходилось ложиться в стационары г.Никополя и г.Днепропетровска. Лечение в г.Днепропетровске было более эффективным, и мы старались лечиться у более опытных врачей в Чернобыльском центре. С каждым годом здоровье всё ухудшалось, болело всё. Весь организм настолько был заражен радиацией, что боли и страдания были бесконечными. 20 лет такого кошмара надо было выдержать и мне с детьми. Муж очень любил нас, и понимал , что его болезни придают страданий и всей нашей семье.
Умер Геннадий Викторович в госпитале г.Днепропетровска 31 августа 2007 года.
Горечь утраты не покидает нас и по сегодняшний день. Мой муж был очень добрый отец и порядочный человек. Прекрасный дедушка для единственной внучки – Настеньки. Очень сожалел, что не увидит, когда вырасти его внучка, которую он очень любил. Знал, что дни его сочтены, но до последних дней своей жизни был оптимистом. Моя семья очень скорбит, что потеряла самого дорого, близкого человека, который стал жертвой страшной радиации.
Несколько слов хочу сказать о Никопольской организации «Союз Чернобыль» , где на учете находился мой муж. Во время того, когда мне и моей семье была необходима помощь в погребении мужа, я её не получила. Тело умершего мужа надо было вывезти из г.Днепропетровска в Никополь . Я на то время обратилась к бывшему председателю ОО «Союз Чернобыль» - Щербине В.В. Он мне в помощи отказал, ответив : «Я сейчас нахожусь не в городе». Вот так я оказалась один на один со своей бедой и детьми – сиротами. Мало того, так через 5 лет, мне в квартиру раздался телефонный звонок с «Союз Чернобыль», с просьбой пригласить к телефону моего мужа. У меня началась истерика. А уже за работу Никопольского управления труда и социальной защиты населения и говорить не хочется. Работу данного государственного учреждения в настоящий момент курирует заместитель городского головы г.Никополя - Дуксова Л.В. Положительных отзывов о работе управления просто не существует. Зато существуют многочисленные отписки, о том как все хорошо и замечательно за подписью Дуксовой Л.В. По вине управления труда и социальной защиты населения удостоверение «жены умершего ликвидатора ЧАЭС» , я получила спустя 5 лет после смерти мужа. Даже и не знаю , чем на работе занимается специалист государственной службы населения – Усачева Е.В. ответственная за выполнение данной работы.
Мы помним Геннадия Викторовича, любим и молимся за него. Вечная Память моему мужу и нашему отцу и дедушке. На данный момент, я являюсь учредителем общественной организации «Союз вдов чернобыльцев» - Первой организации вдов в Украине.
Супруга погибшего героя – ликвидатора ЧАЭС Зуева Надежда Александровна
3 комментария