Часть І. Промышленность.
Чем отличается пессимист от оптимиста? Первый говорит, что будет хуже, второй считает, что хуже уже некуда…
Это анекдот на тему парадоксов. В реальной жизни все намного сложнее: баланс оптимизма и пессимизма зависит от многих факторов.
Итоги прошедшего года еще не подведены и, скорее всего, говорить о них правительство будет весьма неохотно и скупо, но уже делаются прогнозы на 2014 год. В целом, по мнению экспертов, он обещает быть несколько лучше предыдущего. Основой для затаившегося оптимизма является оживление крупнейших экономик мира, в первую очередь, американской и европейской, а также начало нового цикла роста мировых сырьевых рынков.
Для Украины это позитивный сигнал и, в особенности, для Днепропетровской области. Не секрет, что основу ее экономики составляет горно-металлургический комплекс, который в 2013 году на фоне общего в стране упадка промышленности сумел понести минимальные потери. При этом производство железорудного сырья даже увеличилось в объемах.
К общему положительному прогнозу можно добавить предполагаемые выгоды от возврата украинского металла (труб и арматуры, прежде всего) на российский рынок, который в 2013 году для нас закрыли. Для Днепропетровской области это весьма чувствительная тема, поскольку примерно 40 % всего объема металлоэкспорта предназначалась именно в РФ (еще 40 % идет в страны ЕС). Для металлургов и химиков, в особенности, весьма важно и снижение цены на природный газ до 268,5 дол. за тысячу кубометров. Это даст восстановление объемов производства, а вместе с ним рост заработной платы, поступлений в бюджет и пр.
В частности, «Укрпромвнешэкспертиза» прогнозирует, что в 2014 году показатель производства стали увеличится на 2,7 % и составит 34,2 млн.т. Также украинские металлурги смогут увеличить экспорт своей продукции на 0,5 млн. т. за счет восстановления спроса на Ближнем Востоке, в Африке и в странах ЕС. Также прогнозируется и рост внутреннего потребления на 300 тыс. т. — до 6,4 млн. т.
Впрочем, есть почва и для пессимистических прогнозов: так же легко, как в России отменили антидемпинговые расследования и квоты на украинскую продукцию, их могут и вернуть. Прецеденты уже бывали. Хозяин – барин, как говорится. Тем более, что условиями предоставления Украине российского кредита в 15 млрд.дол. является ежеквартальный пересмотр цен на газ, в зависимости от колебания мировых цен на нефть. К тому же правительство РФ берет своих металлургов под бюджетное крыло для проведения коренной модернизации отрасли и таким образом хочет защитить в будущем свой внутренний рынок.
Нельзя забывать и о таких конкурентах как Турция и Китай, где производство металлопродукции за последние годы значительно выросло и превышает спрос. Поэтому рассчитывать на повышение конкурентоспособности украинского металла на внешних рынках за счет только снижения цены на российский газ пока рано.
Едва ли восстановление экспортных поставок в РФ и другие страны сразу приведет к росту новых рабочих мест в нашем регионе. Предприятия, которые были вынуждены в 2013 году перевести рабочих на неполную рабочую неделю и минимальную зарплату, просто вернутся к прежнему графику работы. Впрочем, это лучше, чем было, а значит – уже хорошо.
Часть ІІ. Аграрный сектор.
Прошедший год был для Украины знаковым: из страны индустриальной мы превратились в аграрную. Доходы аграрного сектора экономики на фоне рекордного урожая в 63 млн.т. зерновых (11,4% роста) превысили поступления от промышленности, находившейся в двухлетнем падении. В плюсах закончили год и аграрии Днепропетровщины.
Украина реально может претендовать на роль одного из ведущих мировых экспортеров зерна. Для нашего черноземного региона, находящегося к тому же в центре пересечения основных транспортных коридоров, это сулит большие перспективы.
Правительственные эксперты оптимистично планируют в 2014 году сохранить достигнутый объем производства в АПК и подтянуть промышленность. Пессимисты указывают на то, что без огромных финансовых вливаний в сельхозсектор удержать показатели 2013 года не удастся, а таких денег в отечестве сейчас нет.
Зато есть китайский кредит для строительства систем орошения, в том числе и в Днепропетровской области, сооружения концессионных автобанов, глубоководного порта на Черном море. А также аренды сроком на полвека немалой площади наших черноземов. Последнее вызвало в обществе неоднозначную реакцию, несмотря на официальные заверения, что земли останутся в украинской собственности, а китайцы получат только произведенную на них продукцию.
С китайским кредитом также связывают и перспективы оживления в строительном секторе. Эксперты, в частности, обещают бум в строительстве доступного жилья. Но зависеть он будет напрямую от того, когда начнут реализовываться на практике достигнутые с Китаем договоренности в этой сфере ($15 млрд. кредита под госгарантии на 5 лет). Заказчиком в этом договоре выступает Государственное ипотечное учреждение, менеджмент — китайский, а рабочая сила и материалы — украинские. Это позволит вводить строй до 5000 квартир ежегодно и продавать их населению. Считается, что самый лучший способ продажи — аренда с выкупом в течение 20-25 лет либо льготное кредитование (под 3% годовых, остальное компенсирует государство).
Для Днепропетровской области это актуально, как минимум, по двум причинам: социальной (потребность в доступном жилье остается очень высокой) и экономической – подъем строительства в регионе толкнет вверх и потребление днепропетровского металла. В 2013 году область сумела одержать третье место в Украине (после Киева и Донецка) по объемам строительных работ (4,3 млрд. грн.), сохранив отрасль от развала.
Часть ІІІ. Социальное обеспечение.
Социальные прогнозы на 2014 год нельзя назвать оптимистичными на фоне высоких инфляционных рисков. Ожидается, что в Государственном бюджете Украины на 2014 год социальный блок статей расхода утвердят, как минимум, в тех объемах, которые предложило правительство. Он предусматривает повышение минимальных зарплат и пенсий с нынешних 1218 грн. и 949 грн. на 8,2% и 8% соответственно, или до 1301 грн. и 1014 грн. Но это произойдет во второй половине года — с 1 июля минзарплата составит 1250 грн. (+32 грн.), минпенсия — 974 грн (+25 грн.), а еще одно повышение намечено лишь на декабрь. Соответственно увеличатся и другие социальные выплаты, привязанные к «минималке»: при рождении детей, помощь инвалидам и одиноким матерям, ветеранам войны, награжденным орденами. Должны подняться также оклады бюджетников — за год от 83 до 667 грн., в зависимости от должности. Примерно 12 млн. чел., в основном старшее поколение, получат компенсацию по «сгоревшим» советским вкладам (оценочно по 500 грн). Но и это при условии аккумуляции необходимых средств в бюджете.
Интересна ситуация с тарифами ЖКХ. Надеждам населения на то, что после снижения цен на российский газ, снизятся и расценки на коммуналку, правительство быстро положило конец. Но при этом пообещало, что коммуналка не подорожает. В общем, новость позитивная.
Впрочем, поднимать расценки на услуги ЖКХ в год накануне президентских выборов – плохая идея. К тому же, рост долгов четко сигнализирует о том, что «потолок» тарифов уже достигнут. На конец 2013 года задолженность предприятий ТКЭ и ЖКХ перед НАК «Нефтегазом Украины» за потребленный газ составила 20,1 млрд. грн. (общая задолженность всех категорий потребителей составила 27 млрд. грн.) В начале года долг составлял 11 млрд. грн., то есть вырос за год почти в 2,5 раза. Днепропетровская область является второй после Донецкой по задолженности с суммой в 2,7 млрд. грн. и такая ситуация наблюдается уже давно.
Переходящей проблемой 2014 года остается и безработица. На конец ноября 2013 года количество зарегистрированных безработных в Украине увеличилось на 7,4% и составило 423,8 тыс. человек, или четверть всех безработных трудоспособного возраста, определенных по методологии Международной организации труда. Из общего количества безработных более половины составляли женщины. Для Днепропетровской области создание новых (или легализация существующих) рабочих мест тем более актуально, что у нас на 1 легально работающего, и соответственно, платящего взносы в Пенсионный фонд, приходится 1,8 пенсионера.
В 2014 году вступает в силу новый закон «Про внесення змін до Бюджетного кодексу України щодо коштів від використання (реалізації) державної частини виробленої продукції відповідно до угод про розподіл продукції»), согласно которому местная власть будет получать 10 % выручки от реализации продукции недр, на территории которой расположен данный объект. Доход будут делить в пропорции: 50 % — областному совету и по 25 % районному совету и сельскому (поселковому) совету соответственно. Для Днепропетровской области, на территории которой расположены крупнейшие месторождения полезных ископаемых, это сулит значительные поступления в местные бюджеты.
Впрочем, эффективное расходование этих и других бюджетных средств напрямую будет зависеть от того, насколько решительно, а не декларативно, власть настроена на борьбу с коррупцией – главной задачей в 2014 году.
В общем, проблемы мы научились создавать себе сами, а вот для их решения склонные привлекать внешние заимствования. Лучше бы наоборот.
Источник: Новый формат