Леонид ПЕТРИШИН,
«Репортер»
Я слышал, что в цивилизованных странах существуют хосписы – медицинские учреждения, в которых облегчают страдания безнадежно больных людей, снимают боль, а значит, помогают достойно уйти из жизни. В Никополе бизнесмен Николай Захарченко, хотел отдать под Дом милосердия несколько своих домов в Новопавловке, на берегу Каховского водохранилища. Однако бюрократическая машина оказалась сильнее – бизнесмену не хватило терпения на оформление всех необходимых документов. Сейчас идею воплощает в жизнь частный медицинский центр «Импульс» во главе с Натальей Голуб. Даже в областном центре нет хосписа. А вот в Марганце, я недавно услышал, такой хоспис существует с 2004 г.
И я поехал в соседний город, чтобы своими глазами увидеть, что такое хоспис.
Нашел его быстро. Это отдельно стоящее двухэтажное серое здание на территории городской больницы. На первом этаже кабинеты медико-судебной экспертизы, а на втором – хоспис (с английского дословно – «последнее пристанище»). За деревянной входной дверью, еще одна – металлическая. Чтобы войти внутрь, нужно позвонить. Заведующий отделением Владимир Островский встретил меня довольно радушно, но предупредил: видео- и фотосъемка в хосписе запрещены.
– Извините, но такое действует правило, я могу вас провести, чтобы вы посмотрели, какие у нас палаты, кабинеты, какой нам сделали летом косметический ремонт, – сказал Владимир Иосифович.
Пока идем вдоль коридора с детскими рисунками на стене (раньше здесь располагалось детское терапевтическое отделение), заведующий поясняет:
– Здесь находятся неизлечимые больные, в основном с онкологией, те, кому медицина уже помочь не в состоянии, люди доживают свои последние дни…
Как это грустно. И я уже совершенно по-другому смотрю на больных в палатах. В основном это престарелые люди. Каждый человек смертен, но каково это знать, что тебе осталось жить считанные дни, в лучшем случае месяцы? Не потому ли в хосписе так тихо. Не надрывается рекламой телевизор, не кричат с одного конца коридора в другой медсестры, даже рингтон мобильного телефона звучит здесь как-то неуместно. О чем думают в тишине эти мужчины и женщины? Может, вспоминают прошлые годы, сожалеют об утраченных возможностях, радуются солнцу за окном…
– А я думал, что в хосписах находятся только пожилые люди, за которыми не могут ухаживать родственники, – искренне удивляюсь я.
– Это был бы дом престарелых, а у нас полноценное медицинское учреждение, – возразил Островский. – Больные могут быть разных возрастов. У нас они (если надо) получают кислород, обезболивающие, зондовое питание и т. п. Почему человек должен корчиться от боли? Цель хосписов – гуманная, да и экономически выгоднее, чем держать таких пациентов в обычной больнице.
И еще одна важная особенность: пребывание в хосписе ограничено 20 днями. В редких случаях мы оставляем больных на более длительный срок. Как правило, это касается тех лежачих больных, у которых нет жилья и родных. После оформляем документы на перевод больного в интернат.
– Что входит в обязанности медперсонала?
– Хоспис рассчитан на 22 койко-места, работают 19 сотрудников, в одной смене две санитарки, две медсестры, врач и старшая медсестра. Работа, признаюсь, очень тяжелая. Вы, наверное, обратили внимание, что в отделении нет столовой. Почему? Да потому что 90 % больных – лежачие. Санитарки и медсестры кормят их сами, кроме того, больных нужно мыть, менять им памперсы. В общем, кто ухаживал за больными престарелыми родителями, прекрасно понимает, какой это труд. Случайных людей здесь нет. Сострадание, терпение и тактичность – вот главные качества работника хосписа.
– Наверное, вам помогают Красный Крест, социальные службы, Церковь…
– Хотелось бы более активной помощи, но, к сожалению, пока ее недостаточно. Вот только городской территориальный центр выделяет нам соцработников. В развитых странах с хосписами активно сотрудничают церкви, волонтерские организации, простые граждане. Но понемногу ситуация в Украине в целом начинает меняться. Недавно создана Всеукраинская лига хосписной помощи.
– Пребывание в хосписе платное?
– Бесплатное. Мы не частная и не хозрасчетная организация. Хоспис в Марганце – это отделение КП «Марганецкая центральная городская больница Днепропетровского облсовета». И финансирует нас область. Кстати, курирует наше лечебное учреждение Татьяна Мороз, депутат облсовета, помощник народного депутата Андрея Шипко. На одного больного выделяют в день 3 грн. на питание и столько же на медикаменты. Сами понимаете, что сумма ничтожная, поэтому просим родных (у кого они есть) покупать памперсы. Если вы обратили внимание, в палатах нет запаха мочи…
Мы зашли в палату, где на трех удобных деревянных койках лежали бабушки.
– Обязательно напишите, что здесь замечательный и внимательный медперсонал, хорошее питание. Нам здесь даже лучше, чем дома, – сказали женщины в один голос. – Молодцы, что создали хоспис, он очень нужен людям…
Я узнал, что инициатива создания хосписа в Марганце принадлежит Павлу Лукьянченко. В настоящее время он работает заместителем главного врача Марганецкой больницы. Ему активно помогала в создании хосписа Татьяна Нечаева. И сейчас она работает в хосписе старшей медсестрой.
Павел Викторович вспоминает:
– Прежде чем заняться созданием в Марганце хосписа, я поехал в Киев, посмотрел, какой действует хоспис там. Он расположен при детском онкодиспансере. Там находятся больные, у которых последняя, четвертая, стадия болезни. Правда, я бы не назвал условия пребывания там домашними, скорее они больше гостиничные, а, на мой взгляд, хоспис должен все же быть более домашним. Когда открыли хоспис в Марганце, то поначалу к нам привозили со всего города бомжей, потом еще стали привозить и психически больных людей. Но хоспис не приют для бомжей. К счастью, со временем ситуация изменилась, и теперь хоспис полностью соответствует своему предназначению. Пребывание в хосписе ограничено временем, но был случай, когда в хосписе мужчина находился три года. Он был художником, и свои картины подарил хоспису. Он так и умер у нас.
– Каким должен быть, на ваш взгляд, хоспис в идеале?
– Прежде всего это должно быть отдельное юридическое лицо с полным набором необходимых специалистов, в том числе с психологом и массажистом. Нужна специальная физиоаппаратура, не хватает специальных приспособлений от профилактики пролежней. В идеале в палате должно находиться максимум два человека. Государство должно достойно финансировать хоспис (если он не частный). Всем больным необходимы обезболивающие лекарства, а они очень дорогие. В стране становится все больше пожилых людей, и вопрос о создании хосписов в каждом городе – это вопрос уже сегодняшнего дня. Мы будем рады, если наш опыт поможет в решении этого вопроса.
Фото автора
1 комментарий