Человекам свойственно ворчать на жизнь, и правильно! Если бы мы не ворчали и не стремились к лучшему, так никакого прогресса в мире и не было бы. Только вот для того, чтобы эти стремления стали явью, мало одних благих пожеланий, надо и власть употребить. Да не просто власть, а власть отзывчивую, да сверху донизу, иначе для чего она? А что мы сейчас имеем? Посмотрим на примерах.
Недавно президент встречался в Крыму с лицами европейской национальности, так он там сказанул им, мол, я бы с дорогой душой Юлю выпустил, если бы не было «некоторых препятствий», вот с Луценко проблем нет, там подходящая весовая категория. Скажите, на кой нам нужен президент, который решает только те вопросы, где препятствий нет, тем более, что там и танков не надо—препятствия-то все бумажные? С такими и дурак справится, а ведь выбирали такого, чтобы справлялся там, где другим не дано. А что там свита, которая короля королем делает? Если верить прессе, каждый день кого-то из них на чем-то ловят и сажают, создается впечатление, что если бы интерполу разрешили тотальную слежку за свитой, то наших тюрем не хватило бы, пришлось бы заключать новое арендное соглашение с Россией—мы им территорию под флот, а они нам—тюремные площади от Урала до Владивостока. Короче, гребут под себя без устали все, что плохо лежит (а сейчас у нас все лежит плохо), не до нас им, так что на власть сверху полагаться не приходится.
А может, хоть там внизу, скажем, в Никополе, власть с народом живет едиными нуждами и чаяниями? И не только в торжественные для власти дни, но и в ежедневном обиходе? Чтобы убедиться в этом, достаточно представить рядовой день рядового никопольчанина с его рядовыми заботами.
Обыватель утром выходит из дому и сразу попадает в сеть проблем, не отпускающих его целый день. Он проходит, зажав нос, мимо накопившейся за неделю зловонной свалки рядом с баками, задумавшись об этом, чудом не попадает в открытый колодец, с которого ночью стырили последний в микрорайоне люк и не успели воткнуть в него сухую ветку—знак опасности. Чудесное спасение наводит на грустные размышления: каким придурком надо быть, чтобы размещать колодцы на тротуарах и на проезжей части, когда свободной земли вокруг—пруд пруди?! Это же готовые западни для мамонтов, животных, детей и машин! Далее мысли потекли в том же ключе: успеть бы сегодня заменить взломанную решетку погреба, на садовом участке чем-нибудь заменить украденный ящик для огородного инструмента, да на кладбище подремонтировать выломанную оградку, спасибо «металлистам». Хотя говорят, наша металлургия только на таких и держится пока. Врут, наверное, это турецкая промышленность на них процветает, а наша давно уже—величина мнимая. Эх, власть бы применить и «на раз» прекратить безобразие, это же не вопрос, да видимо, власти, ворующей и «крышующей», легче и выгоднее сметать металлические ограды и преграды, превращая городские парки, бульвары и больнички в проходные дворы.
По ходу обывателю приходится переключать мысли на другое, надо бы и харчами запастись. Вот заходит в хлебный магазин по ул. Крепака за хлебом, а там—распивочная, и колеблешься, что лучше брать, или власти хочется всем вкусам угодить, что закрывают глаза на нелепицу? Дальше—новая пища для размышлений, оказывается, еще вчера яйца были по 6-8грн., «но о-очень большие», а сегодня «средние», но по 12, молоко было по 4-5, а сегодня—по 7, так что чтобы вложиться в семейный бюджет, придется чего-то не покупать. Интересно, вроде и неурожая не было, и кормовая база неудержимо растет (из СМИ), и куры несутся, и коровы доятся исправно, и себестоимость не меняется, а цены растут. Или крестьяне, напуганные официальными угрозами монополистов о повышении цен и тарифов на все (газ, тепло, электрику, воду и т.п.), заранее соломки подстилают? Тогда их можно понять, а власть—нет. Дальше новые проблемы—брать ли домой гречку и муку? Ведь гречку приходится промывать раз 8, чтобы хоть частично от мути избавиться, т.е. люди платят не только за зерно, но и за грязь на нем, а на магазинной муке написано, что она для нас «изготовлена из мягких сортов зерна», любая хозяйка скажет, что печь из нее ничего путного нельзя (не та клейковина), а пышными караваями из наших твердых сортов пусть лакомятся в Саудовской Аравии и в Китае. От таких переживаний человек заходит в аптеку (социальную) что-нибудь от сердца принять, а там его тоже волнующие новости ожидают. Оказывается, там цены выше, чем в коммерческих аптеках, а цены на импортные лекарства в 4 раза выше, чем на наши с тем же названием и тем же назначением. На вопрос, в чем разница, аптекарь, замявшись, кивает на разницу в качестве и в эффективности, но мы тут сбоку припеку. Вот те раз, удивляется обыватель, еда, вода и лекарства—это же залог жизни всего народа, а власть опять ни при чем? Расстроенный человек направляется к привычному врачу за утешением, но того нет на привычном месте, ему объясняют, мол, медицинская реформа так диктует. Само слово «реформа» вызывает у человека естественную матерную реакцию, на большее у человека уже нет времени, ему нужно до конца дня еще успеть отстоять пару часов в очереди в горгазе за загадочным талончиком на что-то, поругаться с Укртелекомом за приписки в счетах, выяснить, почему пополняя счет на мобилке на 20грн, он получает время на 17грн, и оплачивая госпошлину в 1,7грн, он выкладывает еще 5 кровных грн за услугу, а потом поспешать домой, чтобы в его отсутствие ему внаглую не отрезали электрику, отравленную боевым хлором воду, или газ, и не пришлось бы тогда ему отрывать от жизни время и нервы на дорогую процедуру восстановления справедливости. Примерно такими проблемами живет простой никопольчанин, но вряд ли ими живет и городская власть, поскольку не только их не решает, но зачастую еще усугубляет, потому и существуют как бы отдельно власть и народ.
Вечером появляется время просмотреть городскую прессу, чтобы не отстать от жизни общества, и тут кое-что наводит на размышления. Оказывается, самое актуальное сейчас для города—это полномасштабная война за рынки между местной властью и «проклятыми конкурентами». При этом победители обещают городу новые дешевые рабочие места. Здравомыслящий никопольчанин понимает, что никакие это не «рабочие места», такими они были, когда почетом пользовались слесари, электрики, каменщики и пр., своими руками создающие материальные ценности, а для тех, кто торгует плодами чужого китайского труда, эти места--«торговые». Но такими тысячи людей не сами стали, такими их сделала власть, выбросив на улицу. Так вот, если бы городская власть с таким же рвением, как за рынки, взялась за восстановление и передачу городской громаде краностроительного завода, ниточной фабрики, хлебокомбината, пивзавода и молокозавода, транспортных и энергообеспечивающих предприятий и т.п., тогда это было бы реальным созданием «рабочих» мест, да и власть показала бы, что умеет командовать городом, а не только кучкой своих чиновников.
Осмысливая лавину нахлынувших проблем, логически возникает вопрос: а что у нас за власть и нужна ли она нам вообще в таком виде? Нам долгие годы внушали, что у нас лучшая в мире форма власти—власть Советов, а в Советах—лучшие представители от народа—рабочие и крестьяне. Эта форма власти до сих пор сохранена в Конституции (ст. 141), но где вы видели в Украине рабочих и крестьян, особенно в Советах?! Осталось два класса—наемная масса и их хозяева-благодетели, так и называли бы существующую форму откровенно, вроде «Власть олигархов над полурабами», или «Власть богатых над бедными», или «Власть вооруженных над безоружными», как-то так. А то смущают своим лукавством наивных европейцев, тут недавно приезжали по важным делам два президента—Кокс и Квасневский, ну и чего они сунулись к Януковичу? Нет бы прямо обратиться к Ахметову и Фирташу с Пинчуком, давно бы вопросы порешали. И на местах пора уже определиться с формулой власти, а то толкотня получается, громада еще не определилась с формулой, а политики уже сцепились, кого к власти приставить, запах поживы манит. А лучше бы оглянулись вокруг и задумались, почему в мире есть очень даже благополучные города, а есть как Алчевск и Никополь? Потому, наверне, что в благополучних городах самоуправление по науке мудро правит, не ворует, а тщательно отслеживает соотношение между доходами и расходами своих граждан, т.е. следят, чтобы покупательная способность граждан всегда была выше суммы налогов, цен, тарифов и пошлин. По разному этого достигают, скажем, в Туркмении население газом пользуется бесплатно, а в Арабских Эмиратах для своих бесплатны бензин и вода, и там нет ни забастовок, ни террористов.
В Никополе достаточно казацких организаций, в них генералов больше, чем доблестных дел, все они называют Никопольщину колыбелью казачества, а себя—хранителями казацких традиций, но почему-то далеко не все наши жители имеют представление о казацкой вольнице и казацком самоуправлении. А ведь там зарождалась демократия (не в пример нынешней), казаки на Кругу решали всевозможные вопросы от хозяйственных до международных и политических, избирали гетьманов и атаманов, причем без потасовок и подтасовок, и их решения были законом для всех, не взирая на лица. История донесла, как судили даже священника, пропившего церковные атрибуты, и только красноречие и чувство юмора спали того от наказания. Так почему бы казакам совместно с новой городской организацией «Общественный контроль» не возродить и внедрить в Никополе казацкие традиции, официально зарегистрировав территориальную общину, тем более, что это полностью соответствует Конституции Украины? А Конституция гласит: «Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной, как непосредственно, так и через…советы…», и в Украине уже созданы территориальные общины, самостоятельно, непосредственно и безоговорочно решающие вопросы, связанные с жизнедеятельностью родного города, села или поселка. Интересно бы посмотреть, как на сходе громады принимаются решения типа «За отключение газа у граждан, не имеющих задолженности, выселить с территории громады Горгаз со всем имуществом, заключив с Н.Шуфричем договор на поставку газа», «Всыпать пять канчуков хозяину магазина М на площади за продажу поддельного масла», «За потакание сливу неочищенных стоков в Днепр высчитать с экологического прокурора полугодовую зарплату», «Заключить нач. горводоканала на гауптвахту и неделю поить его хлорированной водой из-под крана» и т.п.
Следует сделать два вывода: древнее—далеко не самое отсталое, мы исторически обречены по спирали проходить пройденное, и если что делать, надо делать быстро, пока депутаты не опомнились и простым голосованием не вычеркнули из Конституции слово «непосредственно», превратив Украину снова в социалистическую республику.
9 комментариев