«Репортер» (№85) опубликовал схему застройки центральной части города, предоставленную отделом архитектуры. Схема впечатляет. На ней изображены 14-ти, 9-ти, 7-ми и 5-этажные здания, высотная гостиница и ресторан, школа искусств и краеведческий музей, торговый центр с 3-этажной автостоянкой, универсальный зрелищно-спортивный зал (на территории рынка «Первомайский»), а также кафедральный собор—по-видимому, за счет церкви.
Подобный план строительства я видел в 1985г., он был рассчитан на 25—30 лет. Потом в него вносили коррективы, и теперь он представлен в новом виде и, согласно законодательству, является бессрочным.
Что можно сказать по этому поводу?
Мечты—это, пожалуй, самое лучшее, что есть у человека. И они свойственны всем людям. Один мечтает поступить в вуз, другой—купить стиральную машину, третий, нарастив прибыль,- приобрести особняк на берегу моря и т.д.
В то же время есть люди, которые погружаются в несбыточные, не подтвержденные никакими расчетами, мечты: то ли витают в прошлом (например, в СССР, когда много чего было бесплатного), то ли не готовы проявить волю и усилия для достижения цели. Этакие фантазеры.
Все успешные люди—большие мечтатели. У них в душе горит огонь, который заставляет их работать по 14 часов в сутки, приближая очередной этап к цели. Фантазеры же бездумные оптимисты, им присуще лишь чувство пожелания—«хотелось бы». Они смирилисьс текущим положением дел.
В тот день, когда я получил номер «Репортера», о котором идет речь, мне в руки попал старенький «Справочник телефонов партийных, профсоюзных, комсомольских организаций и руководителей предприятий города», датированный 1989 годом. Листаю и узнаю знакомые фамилии. А еще бросается в глаза, что многих предприятий уже нет. В руины превратилась ниточная фабрика. Камня на камне не осталось от Дома отдыха. Умирают здания молокозавода, швейной фабрики, пивоваренного и рыбозавода. Незаметно свернулось производство треста «Никопольстрой», заводов ЖБК-27 и металлоконструкций. Исчезают из памяти комбинат коммунальных предприятий и быткомбинат.
Что случилось с этими предприятиями? Ведь когда-то они работали на полную мощность, приносили доход. Все крутилось на производстве, все вертелось. А дело в том, что после падения советской власти в 1991 г. началось мощное движение к рыночной экономике. Вчерашние партийные, профсоюзные и комсомольские активисты ринулись поближе к кормушке. В уродливых формах они проводили банкротство и приватизацию предприятий. Не думая о проблемах страны (у них просто не было на это времени), они большую часть суток тратили на обдумывание способов личного обогащения. Деньги—вот что стало религией вчерашних атеистов. Они прибрали к рукам даже те объекты хозяйствования, в которых мало чего понимали. Так что не правы те, кто упрекает их в умственной неполноценности. Дело гораздо сложнее. Эти проворные деловые люди сумели оформить свои сделки документами в органах власти. И попробуйте сегодня узнать, кто конкретно ответственен за развал перечисленных выше предприятий.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ на старые проблемы накладываются новые. Сегодня мы толком не знаем, что будет со зданиями типографии, прокуратуры по ул. Запорожской, третьей больницы, лечебно-диагностического центра, бывших общежитий (они настолько загажены, что в них уже боятся заходить даже бомжи). Идет революция (в плохом смысле слова) в жилищно-коммунальной сфере. Даже дворникам (а это одна из самых уважаемых профессий) по нескольку месяцев не выплачивают зарплату. Не везет и собакам: никак не достроят для них приют.
Впору задуматься: что с нами происходит? Куда мы идем? Или, может, не идем, а уже перешли линию, которая отделяет нас от пропасти?
Вспомните благостные речи градоначальников и депутатов. Их клятвенные обещания сделать нашу жизнь богаче повисли в воздухе. Идет гниение и распад по всему Никополю. Бедным людям только остается догадываться, где, на чем их в очередной раз обманут. И власть и общество утратили энергию консолидации. Нет идеи, объединяющей людей. Есть только распри и сведение счетов с высоких трибун. Это приговор профессионализму власти.
Впрочем, у власти и громады в очередной раз появилась возможность проявить свои лучшие гражданские качества—на застройке центральной части города. Готовы ли на сей раз стороны услышать друг друга? Для этого должны определиться, прежде всего, мэр, депутаты и привлеченные специалисты. Когда наступит время икс, они должны сказать во всеуслышанье, во что обойдется проект, где брать деньги, кто их привезет из Киева, определить по времени этапы работ, какие организации будут задействованы. Надо предусмотреть реальные проблемы еще до того, как они могут возникнуть у обитателей этих зданий. И посоветоваться с громадой.
За 20 лет становления независимости власть столько выплеснула на людей лжи и лицемерия, что будет нелегко возвращать к себе доверие. Они и сейчас сомневаются в серьезности намерения власти построить новый жилмассив. Я слышал от людей такие выражения: «пыль в глаза», « предвыборный пиар-ход», «очередное надувательство». А один человек мне напомнил о Потемкинской деревне: князь Потемкин построил бутафорскую деревню по маршруту следования Екатерины 11 в Крым, где верноподданные ей демонстрировали фальшивое благополучие.
Короче, от мэра и депутатов теперь зависит, войдут ли они в историю Никополя как Мечтатели (с большой буквы) или как обыкновенные фантазеры.
12 комментариев