ВСЕ НОВОСТИ:

В Украине нет ни денег, ни программы развития автомобильных дорог

В правительстве нет четкой стратегии и средств для улучшения ситуации с автомобильными дорогами. Программы и концепции – только имитация бурной деятельности вице-премьера Александра Вилкула.

 

Намерение «Укравтодора» передать две трети автодорог на баланс областных администраций выглядит «как перекладывание ответственности с одной больной головы на другую больную голову», – пишет в своей статье для газеты «Зеркало недели» («ZN.UA») Андрей Черников.
Как напоминает автор, отвечающий за инфраструктуру вице-премьер Александр Вилкул предложил утвердить программу развития автомобильных дорог на 2013-2018 гг., передать местным администрациям 117 тыс. из
169,5 тыс. км дорог и создать прозрачную систему финансирования строительства и ремонта дорог («ZN.UA» № 20 от 7 июня).
Как выяснилось, под прозрачной системой подразумевалось создание спецфонда, где станут аккумулироваться деньги на дороги, либо в бюджетной росписи эти деньги будут прописаны не вместе с другими расходами, а отдельной строкой. «Между тем наличие или отсутствие спецфонда никак не влияет на прозрачность финансирования, ведь если правительство, Минфин, Госказначейство, КРУ без такого фонда не в состоянии контролировать деньги, то ничто им уже не поможет», – уверен автор.
И он приводит остроумный пример.
Представьте себе, что вы даете своему сыну деньги и просите его купить в магазине хлеб и молоко. И как бы по закону о госзакупках вы объявляете всей семье, что из семейного бюджета выделили определенную сумму на покупку продуктов. А что потом? Сын приносит из магазина только хлеб и не возвращает сдачу. Но в правительстве, очевидно, считают, что если мальчику положить в один карман деньги на молоко, а в другой – на хлеб, то он купит и то и другое. Не кажется ли вам, что это все – детский лепет? Но именно такую схему придумало правительство и страшно собой гордится.
Создание спецфондов – это вообще такая мода последних двух-трех лет: чтобы убедить всех в прозрачности финансирования при отсутствии убедительных аргументов, начинают говорить о спецфонде. Но даже весь госбюджет, состоящий сплошь из спецфондов, – это разговоры в пользу бедных, не более, особенно на фоне закрытости и непрозрачности финансовых отчетов. Даже публикация данных о госсзакупках не дает полной картины, потому что неизвестно, что с деньгами происходит дальше. И если семья проконтролировать родного сына еще может, вывернув его карманы, то налогоплательщики нанятое правительство – никак.
Согласно проекту программы, за шесть лет на автодороги должны быть потрачены астрономические 264,55 млрд. грн., то есть более 40 млрд. в год. Но в 2013 г. все расходы «Укравтодора» составляют 16,9 млрд. грн., из которых только 5 млрд. идут на строительство и ремонт и 2,4 млрд. – субвенции местным бюджетам, остальные деньги – и это львиная доля – идут на погашение кредитов, взятых правительством, и облигаций, выпущенным самим «Укравтодором». Как почти 8 млрд. превратить в 40 млрд.? – задается вопросом автор.
По данным издания, действительно, на заседании Кабмина вице-премьер сделал доклад о состоянии дорожной инфраструктуры и предложил комплекс мер для решения проблем, но речь шла не о какой-то новой концепции, а о целевой программе на ближайшие шесть лет, подготовленной еще до его прихода в правительство.
К сожалению, ни поиски по базе документов Кабмина, ни официальные запросы, ни кулуарные встречи с причастными к дорогам не позволили найти и прочитать концепцию развития дорог, написанную Александром Вилкулом. Более того, в Кабмине официально ответили, что этот документ правительством не утверждался, а проект – не рассматривался. При том что всяких дорожных концепций было пруд пруди, именно этой нигде нет.
Программа – это четкий план действий. Что же имеем мы? Не поверите – рассуждения на тему, как было бы здорово найти деньги на дороги. Одно дело, когда рассчитывается рост ВВП по пессимистическому или оптимистическому сценарию, и совсем другое, когда речь заходит о строительстве дома, дороги или электростанции. Как говорят в народе, нет денег – не строй электростанцию. Во-вторых, согласно дорожной программе, за шесть лет на них будут потрачены астрономические 264,55 млрд. грн., то есть более 40 млрд. в год. Минфин робко отреагировал: а откуда деньги-то? Такая же реакция была и у премьер-министра Николая Азарова.
В настоящее время проект программы отправлен на доработку, поэтому никаких изменений в ситуации с автомобильными дорогами в Украине не ожидается.
Радостные заявления и обещания Вилкула, отвечающего за инфраструктуру, оказались не более чем имитацией бурной деятельности, за что страна дорого заплатит в ближайшие годы, – резюмирует автор.
…И когда следующей весной дороги снова неожиданно смоет растаявшим внезапно снегом, то президент будет вынужден кричать не на Вилкула, а на губернаторов.
А аргумент, что, мол, местные власти лучше знают, какие дороги чинить и где строить, вообще не выдерживает критики: это знает любой дальнобойщик и любой автотурист, они могут с закрытыми глазами составить карту плохих дорог по всей стране. И только «Укравтодор» – махина, имеющая подразделения в каждом регионе, сжирающая более $2 млрд. в год в течение 20 лет, – этого не знает? Видать, в стране совсем все плохо.
Налог на бензин для водителей авто мог бы пойти на ремонт дорог. Но еще со времен компании «Ливелла», на протяжении 2011-го наводнившей рынок импортным топливом без уплаты налогов и пошлин, ситуация не изменилась, а именно: Украина в своем топливном балансе имеет, по разным оценкам, неучтенных 30 % нефтепродуктов. И если «Ливелла», заработав несколько миллиардов гривен, вынуждена была исчезнуть, не оставив о себе никакой информации, даже несмотря на расследование следственной комиссии парламента, то «свято место» пустым не осталось.
Как писало «ZN.UA» 21 июня 2013 г., импорт бензина без уплаты налогов продолжается, но сливки снимали уже компании, из которых был сконструирован ВЕТЭК как бы Сергея Курченко. Супер-эксклюзивные «льготы» оборачиваются для страны астрономическими потерями, а именно, по прогнозу Минфина, в текущем году бюджет не получит 3 млрд. акциза с нефтепродуктов, то есть тех денег, которые могли бы быть потрачены на дороги. Если добавить льготы по уплате НДС и экологических налогов, то чистые потери казны достигнут 7 млрд. грн. За первые четыре месяца 2013 г. поступление топливных акцизов сократилось на 30 %, или на 1,024 млрд. грн., но владельцы машин ездить стали не настолько мало. Так что места, где имеются деньги на асфальт, есть, и это не только карманы налогоплательщиков. Но кто ж решится перекрыть такую схему ухода от налогов, когда речь идет о таких больших деньгах?
Требуя больше денег у граждан, правительство все глубже закапывает финансовую и тендерную отчетность. «Укравтодор» до сих пор не обнародовал ни одного документа, который бы дал нам понять, кто и как зарабатывает на дорогах и кому именно мы можем предъявить претензии. Мы имеем право это знать, так как это наши деньги. Но это естественное требование граждан демонстративно игнорируется.
Безнаказанность, безответственность и препятствование свободной конкуренции – отличительная особенность дорожной инфраструктуры и тех, кто ею руководит. Увы, концепции, программы, доклады не содержат никакой информации об уровне коррупции и объемах воровства, информации о том, что кто-то был наказан за нарушения и преступления в сфере дорожного строительства тоже нет. Все, что нам предлагают сейчас – тратить больше и так же, как всегда.
Наконец, чиновники, точнее, сам Александр Вилкул обещает «раскрыть транзитный потенциал» Украины, но стыдливо умалчивает, что скорость транзита через нашу страну 27 км/ч, а через Беларусь – 55. И каким образом эта скорость вырастет в два раза, остается совершенно непонятным.
Так будут ли у нас хорошие дороги? Они надеются. Вот и вся концепция.

Подробнее читайте в материале Андрея Черникова «Программа развития надежды на хорошие дороги» в свежем номере «Зеркала недели».


Больше комментариев на страницах газеты "ГОРОД Никополь" в соцсетях:

 facebooktelegram,  twitter,Google +, и видео на нашем канале: Канал на youtube


 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.