Если бы людям не было свойственно судачить друг о друге, да не только в судах, а и на уровне молвы, вряд ли мы все выглядели бы прилично как сейчас, вон Робинзон и Тарзан на время очутились без присмотра людского, так и бриться перестали, потому как не для кого. Шутки шутками, а тем не менее существует прямая связь между молвой, ныне общественным мнением именуемой, и внешним видом, образом жизни и судьбой каждого.
А эта связь и корни исторические имеет, к примеру, в угоду правящей обществом молве Отелло придушил Дездемону, Иван Грозный прибил жезлом сына, религиозные фанатики сожгли Орлеанскую деву, Робеспьер отправил на гильотину верных соратников Камилла Демулена и Дантона, а Пушкин подставился под пулю Дантеса.
Примерно в то время и появилась крылатая фраза, что «злые языки страшнее пистолета». И в наше время эта поговорка действует безотказно, умные короли, президенты, губернаторы, звезды сцены и политики это понимают, потому и ведут себя на людях так, что комар носа не подточит. У не очень умных, типа Агутина, Киркорова, Калашникова и т.п. понимание временами отказывает, им потом приходится свои выходки, не жалея сил и средств, стирать из памяти народной, знают, что вместе с имиджем и денежки уплывают.
А одного президента, подзабывшего об общественном мнении, только чувство юмора и спасло. Как гласит молва, пришла как-то юная Моника к тому в кабинет, и такой разговор между ними произошел: «Я, блин, гоблин, хоть и в юбке, а ты, блин, кто, блин?—А я, блин, просто Билл и просто, блин, Клинтон, блин.—Ну так я, блин, очень хочу!». Президент знал, что коли дело до молвы дошло, его могут и проглотить вместе с высоким креслом, пришлось бедняге публично каяться и оправдываться, мол, он просто пошел навстречу пожеланиям трудящейся и только исполнил свой долг, ведь по конституции президент обязан первым протянуть руку помощи (и что там еще под руку подвернется) любому страждущему гражданину (гражданке) США, что им успешно и проделано.
Ну что же, посмеялись и простили. А таким безбашенным, что привыкли постоянно вытирать ноги о глас народный, вроде как наши менты из Врадиевки и вся их рать по Украине, и вовсе худо приходится из-за неуважения к молве, с ними «то ли еще будет ой-ё-ёй!». Уж ежели одним из самых богатых и влиятельных людей в мире—Берлускони и Троскану за то же заблуждение светит «небо в крупную клетку», то и нашей мелочевке путеводитель уже заказан.
Трудно, конечно, верно судить о человеке по впечатлениям от общения, его душа—это не сплошные одноцветные потемки, как ошибочно считают, скорее это радуга с оттенками, потому и принято ценить человека по поступкам. И пусть поступки человек совершает самые разнообразные, их легко разделять на хорошие и плохие, это и дети понимают. Человек инстинктивно стремится к душевному комфорту (это когда перед сном не грызешь себя за неправедно прожитый день), оттого и стремится каждый из нас какой-то баланс между своими поступками соблюдать, и не просто количественный (два хороших на один плохой или наоборот).
Скажем, большевики еще до революции осваивали практику своего будущего правления—сделают вооруженный налет на банк, а деньги якобы на народные нужды направят, потом уже делали наоборот—ограбят тот же народ в тех же колхозах и на заводах, где люди получали зарплату в 5-6% от реально заработанного, а золото партии в тайный банк отправят, и где тут «хорошо», а где «плохо»--надо поломать голову. Или, к примеру, ухватит втихаря олигарх миллиард у народа, а на выручку громко подарит коляску инвалиду, но вот если бы олигарх этот миллиард передал на медицину, а себе купил бы коляску, то при всей схожести поступков, эффект был бы совсем другой.
А как с балансом добра и зла в столице казачества—Никополе? Здесь, в принципе, есть все для нормальной жизни: свои водопроводчики, свои уборщики мусора, свои электрики и даже чужие налетчики из горгаза, своя власть с городским головой, свое население, которое всячески ругает власть и голову, короче, как везде в Украине. То, что ругают власть—неизбежно и закономерно, ведь ругатели—это санитары природы и двигатели прогресса, без них все загниет, не зря говорится, что на то и щука в море, чтоб карась не дремал.
Но при всем этом баланс все-таки надо держать, а то мы превратимся в нардепов Колесниченко (неудавшегося мента), Богословскую (неудачную копию Н.Витренко) да в Лену Бондаренко (несостоявшегося юриста), у которых на лице написана необходимость клинического вмешательства, уж больно борзо они клянут без разбора своих врагов что за плохое, так и за хорошее! Слава Богу, нардеп Лукьянов от них отвалился, замолчал, видать, в министры навострился. Нет бы деяния тех, кого ругаешь, в две графы заносить—плюсовую и минусовую, многое прояснилось бы.
Скажем, при Р.Токаре в городе в темное время суток стало намного светлее. Факт? Факт. Со льготным транспортом гораздо комфортнее стало? Никто отрицать не посмеет, эх, если бы в маршрутках кроме табличек о льготных местах еще и сами льготные места появились, было бы вообще здорово! И с тарифами за коммуналку сдвиги наметились, просто нет пока у головы толкового специалиста, способного экономически и, главное, убедительно для народа обосновать эти тарифы. Но все равно за такие шаги и похвалить бы не грех.
А вот за затягивание вполне решаемых проблем и отход от своих программных обещаний надо бы ругать нещадно, чтобы не дать Руслану Ивановичу задремать на боевом посту, да только грамотно, чтобы критика не просто злобу вызывала, но и заставляла бы задумываться по сути. И о каком балансе можно говорить, когда графа нерешенных проблем намного длиннее графы добрых дел? Причем почти все проблемы, как говорится, с бородой, но не видно, что это кого-то волнует, хотя каждая из проблем заслуживает отдельного рассмотрения. Для примера можно привести парочку из них, уж больно явно лежащих на поверхности.
Классики утверждали, что на Руси существовали две беды: дураки и дороги. Это можно было бы применить и к нам, но мы с одной бедой справились достаточно быстро—дорог у нас уже нет (имеется в виду—сносных), значит и предмета для обсуждения нет, вот так мы лихо подменили беду с дорогами на проблему с бездорожьем. Другая беда нам явно не по зубам—искоренять дураков гораздо труднее, чем рушить дороги.
Хотя справедливости для надо заметить, что кусок дороги у нас есть таки, как раз под окнами администрации, видать, дорожники опасались воровать и халтурить на глазах у городского головы. Но даже в этой ситуации можно усмотреть нашу выгоду—вражеские танки никогда не рискнут пройти по городу, как бы ни старался Тихон предостерегающе обрисовывать ямы, им безопаснее будет обойти Никополь десятой дорогой.
Если какой приезжий решился бы залпом прочитать один выпуск всех никопольских СМИ, он бы оказался в затруднении. Обычно по московским газетам путник составляет впечатление о всей Москве, по киевским—о Киеве и киевлянах во всем их многообразии, по донецким—и того проще, там по любой из газет можно догадаться, о чем пишут остальные, а вот над никопольскими СМИ стоит поломать голову.
Бросается в глаза попытка СМИ разделить громаду на два лагеря (не считая тех, кого люди называют «газета ни о чем»). Похоже, газеты уже начали избирательную кампанию, но то, что они начали формировать общественное мнение, привязывая злободневные городские проблемы все больше к личностям, вызывает большое сомнение у горожан в их независимости и объективности.
И в создании нездоровой атмосферы вокруг СМИ большая «заслуга» действующего мэра Р.Токаря. Ну кто поверит, что он не оказывает давление на оппозицию и оппозиционные СМИ? Да никто. А эти прикрытие неугодных изданий, вывозки в посадку неугодных бунтарей, фарс с ремонтом площади в день митинга оппозиции, грубое обращение с журналистами и т.п.? Ведь все это взято из методического арсенала Партии регионов, понятно, что есть партийная дисциплина, но рейтинга это не прибавляет в глазах избирателей.
Потому они и удивляются, мол, направление и лозунги у них одинаковые—«добробут» уже сегодня, «братство, равенство, свобода слова», а не видно, чтобы они рука об руку шли к цели, и в аппарате у Токаря что-то не видно деловых людей из оппозиции.
А то, что одна газета навязчиво противопоставляет Токарю Старуна, так Руслан Иванович только радоваться должен. Вот кабы ему в пример ставили из бывших мэров И.Митченко или К.Лященко, не запятнавших себя криминалом, это одно дело, а когда против него на арену выпускают особу, известную лишь тем, что украл у города целую парковую ограду, отхватил «на шару» шикарную квартиру в центре, продал закрытую городскую свалку под разрытие, отравив воздух в городе и окрестностях, продал обманом землю под заправку в самом центре, наплевав на протест громады, накупил с десяток машин на скромную зарплату чиновника, короче, человека, по которому тюрьма не то что плачет, а просто рыдает, так лучшей рекламы для Р.Токаря не придумать.
Многие в Никополе недоумевают, откуда у газеты такая привязанность к Старуну, некоторые подозревают, что или газета не в курсе (что сомнительно), либо в доле с ним. Но по лошадиной логике выходит, что список кандидатов в мэры должен состоять исключительно из «паханов», они хоть законов не уважают (и есть за что), но у них хоть «понятия» работают лучше законов.
Конфликту Р.Токаря со СМИ нередко способствуют его помощники, где-то кадровая политика дает сбои. А ведь еще древние римляне строго подходили к подбору кадров, потому и всегда побеждали, вот Цезарь неосмотрительно приблизил к себе Брута, а потом был неприятно удивлен, когда тот колол его кинжалом. История донесла до нас последние слова Цезаря, что-то вроде «И ты, Брут, продался большевикам!?»
Перед выборами жизнь всегда бурлит, СМИ начинают ковать общественное мнение, о значении которого сказано выше, и если к тому времени Руслан Иванович не примет меры по демократизации и открытости СМИ, история с Брутом может и всплывет в памяти.
13 комментариев