Глупые и богатые ищут чудес в заморских краях, катаются на слонах, ловят обезьян, а получив в лоб кокосом, восторженно бредят: «Баунти—райское наслаждение!».
Умные, но бедные по жизни, такой возможности не имеют, а потому им приходится заряжаться адреналином из того, что под рукой, если не полениться и присмотреться—так вот оно, удивительное, совсем рядом, да хоть в Никополе.
Брешут политики, будто Украина—единая и неделимая страна, на самом деле в ней столько стран со своими кокосами, законами и обычаями! И в каждую без спецвизы и не попадешь. Есть страна бомжей и беспризорных, есть страна бедных и обманутых лохов (наибольшая по площади и численности), отдельно страна олигархов, страна металлистов и наркоманов, страна ментов, их крышующая, страна прокуроров, крышующая ментов, страна судей, крышующая всех, страна мафии, снимающая пенки со всех крышующих, страна чиновников, исправно служащая каждой приходящей власти (в ней все живущие обязаны заглядывать не в законы, а исключительно в рот (в зад) непосредственного начальника), да всех и не счесть.
Страны живут особняком, отношения между ними—чистый симбиоз и сбиваются в общность где-то раз в год на выборах, пропихивая каждая себе крышу понадежней. Ради интереса стоить заглянуть в одну из таких стран—газовую монопольную.
Однажды утром простой никопольчанин, испросив отгул (если работает), отправляется в «хождения за три моря», т.е. по коммунальным инстанциям ежегодно подтверждать документально свои льготы, скажем, как «дитя войны», чтобы какую копейку сэкономить. Для чиновников эта процедура—работа и кусок хлеба с маслом, а для простого сапиенса (т.е. здравомыслящего)—обычная тупость государственного масштаба, когда в угоду скудоумию на ветер выбрасываются потраченные на все эти «хождения» миллионы часов людского времени и миллионы людских гривен, так недостающие в делах полезных.
Это каким долбо…нутым надо быть, чтобы проверять, а не помолодели ли те же «дети войны» за год чуть ли не до комсомольского возраста, абы найти повод отобрать у них эти льготы?! Хотя…чему тут удивляться? У каждой глупости всегда найдется заразительный дурной пример. Ведь подтверждают же регулярно свою ущербность инвалиды, да не по месту у семейного врача, приходится ехать аж в областной стольный град, где специалисты высочайшего класса с «вумным» видом на полном серьезе письменно констатируют, что у того за год ампутированная нога так и не отросла и оставляют ему ту же группу, не забывая слупить нехилую денежку.
Искушенный «ходок» начинает свой поход со сбора бумажек, которые в хозяйстве вроде бы и ни к чему, но без которых чиновники просто вымрут. Это кипа копий справок: о составе семьи, паспорта, кодов, о разводах, генетической родословной с 1913г., показаний соседей, об отсутствии долгов перед миром и государством и т.п. Статистики утверждают, что если сократить количество бестолковых справок хотя бы на треть, можно на века обеспечить народ добротными книжками, а школьников—учебниками, спасая при этом от вырубки ого-го сколько кубов леса!
Посещение ЖЭКа, конторы по вывозу бытовых отходов, горводоканала и энергонадзора заняло, на удивление, совсем немного времени, в минутах измеряемого. И если бы еще находились они в давно обещанном «едином окошке», а не россыпью—цены им бы не было!
И вот, ободренный скорым и легким началом, странник наконец попадает в заветную сказочную страну—в горгаз. Конечно, не Шамбала, но необычности—на каждом шагу. В зале ожидания среди томящейся толпы бросаются в глаза у ряда окошек выставленные зады, это не гипербола, нет, просто конструкция сооружения—точная копия немецкого ДОТа, на который бросался грудью Александр Матросов, в виде боевой щели шириной с ладошку на уровне чуть ниже пояса, все остальное пространство закрыто непроницаемыми щитами, поэтому чтобы попытаться заглянуть в глаза оператору, или хотя бы пообщаться с ним словесно, посетителю приходится или становиться на коленки, либо стоять, извините, рачки.
Очередная посетительница просовывает в щель набор документов, окно тут же закрывается, вся очередь замирает в ожидании, пока оператор то ли сверяет что-то с компьютером, то ли совещается с более опытными колегами, а может, просто ищет знакомую букву. Минут через 15-20 голос из амбразуры подзывает этого посетителя для короткого диалога:--Берите бумаги и идите в кабинет № такой-то, там скажут, что дальше делать.—А как же со сверкой годовой и…?—Вызывайте контролера на дом (за отдельную плату) и вообще, читайте договор, там все написано, не морочьте голову. Окошко резко захлопывается. Посетительница пытается докричаться в окошко:--Так я месяц назад просила у вас договор, а мне сказали, мол, и так сойдет!! Не дождавшись ответа, посетительница уходит, громко выражая все, что она думает о горгазе и власти вообще. И на таком мажоре горгаз покидает примерно половина посетителей.
Часа через полтора наш путник добирается к окошку, и тут его ожидает открытие, что если для всех люди делятся на мужчин и женщин, на богатых и бедных и т.п., то для горгаза мир, в основном, делится на городских и сельских потребителей одного и того же газа, а для потребителей с городским выражением лица нужные окошки находятся как разв другом крыле здания. Доступно объяснить разницу между потребителями и качеством и ценами на газ для них оказалось некому по причине недоступности к телам персонала, пришлось покорно повторить процедуру часового ожидания уже у других глухих окошек.
Бесцельное ожидание располагает к созерцанию и размышлениям, скажем, услышав диалог посетителя с невидимкой за окошком, типа «Какую еще справку!? Она же у вас в компьютере уже три года находится!»--«Компьютер к делу не подошьешь, мол, нужна бумага», подумалось, а действительно, кому нужен компьютер, если его дыроколом не возьмешь?
Было-было уже такое в истории, подарили как-то дураку складной ножик о двенадцати лезвиях, попробовал дурак гвоздь им строгать—не берет, начал кисель им резать—не режет, зараза, взял и выбросил за ненадобностью, правду народная мудрость говорит: «На хрена, извините, волку жилетка, по кустам ее трепать?». А тут неосмотрительно на люди нарисовалась начальница среднего звена, путник кидается к ней за разъяснением—почему, грит, в Никополе потребителей газа ровно столько же, сколько и потребителей воды и электроэнергии, и операции с ними одинаково элементарные—тариф и оплата (пятикласник в уме перемножит тариф на счетчик), так вот у них всего по одному окошку и нет очередей, а у вас окошек аж восемь, а народу—не протолкнешься?
Сравнили, то же мне, отвечает, то ж коммунальники (с ноткой презрения), а у нас—самообеспеченное государство! Ага, успокаивается путник, значит, здесь покращення життя уже наступило, и переключает внимание на объявления, дающие представление о заведении. Оказалось, Михаил Задорнов был бы тут в самый раз. «Требуется справка о составе семьи (срок действия—10 дней)». И все же, почему именно 10 дней, а не 9 и не100? Сразу же рисуется «картина маслом»: в горгазе глубоко убеждены, что украинские семьи живут так бурно и быстротечно, что не проходит и десяти дней, как у них кто-то рождается или умирает, кто-то разводится или женится, кто-то выписывается или прописывается и т.п., т.е. состав семьи постоянно обновляется, потому и установили такой срок--10 дней (в целях контроля достоверности), и невдомек нам, темным, что одной фразой горгаз юридически вынуждает нас носить им новую справку каждые 10 дней, ведь именно за этот промежуток времени (по их словам) прежняя справка становится недействительной. Или такой вот перл: «Прием заявлений на снятие и установку неработающих счеткивов».
Скорее всего, под словом «счеткивовы» подразумеваются счетчики, но что поделаешь, «велик могучих русский языка», если прокатывает даже «чумачечая весна». А главное, вчитавшись в объявление, изумляешься, это каким же идиотом надо быть, чтобы, выкинув старый верный счетчик, дать согласие на «…установку неработающих счеткивов»!?
Каждое путешествие приходит к концу, вот и наш путник достиг заветного оконца. Похоже, куча документов оказалась в порядке, но облегченно вздыхать было рановато, тут просто так отпускать посетителей не принято, что и подтвердил загадочный голос из амбразуры: «Все равно не подпишу, за вами всплыла задолженность в размере 42грн. за 2003-й год».
Далее сплошная дипломатия: «Вы можете где-то на бумаг показать мой долг?»--«У нас это не принято по причине секретности. Хотите, приносите свою расчетную книжку за 2003г., вам на ней и покажут»--«Да где я ее найду через десять лет?»--«Это ваши проблемы, ведь давно могли бы половину квартиры переоборудовать под архив»--«А почему я узнаю о долге только сейчас, а не10 лет назад?»--«Так это техника у нас такая, долго соображает»--«Но ведь есть же какие-то правила, нормы, по которым долг через столько-то лет автоматически списывается»--«Вот видно, что человек где-то учился и кое-что знает, но для нас все это—роскошь, нам бы не то что законам учиться, успевать бы инструкции начальства исполнять, так что гуляй, Вася». На том встреча двух одиночеств и закончилась.
Идет путник задумавшись, проклиная про себя и потерянное время, и архивы, и компьютеры в руках дикарей, и свое бесправие, а мысли совсем простые заполняют голову. Скажем, хозяин пускает на свою жилплощадь квартирантов, так он обязательно ставит им условия: не свинячить, поливать цветочки, дружить с соседями, аккуратно платить и ни в коем случае не разбойничать и т.п. А если те условия нарушают, то получают пинком под зад, и хозяин ищет более порядочных квартирантов. А чем горгаз отличается от квартиранта?
Живет на нашей земле, питается нашей водой, электроэнергией и коммунальными услугами, использует наши рабочие руки и пр. Ему бы, как говорят в Одессе, оглянуться вокруг и трезво содрогнуться, так нет же, горгаз качает свои права и обижает хозяев. И так и будем терпеть, пока громада во главе с мэром не вспомнит, что по Конституции народ является единственным носителем власти на своей земле, да не даст под зад тем, кто об этом забывает.
21 комментарий