газета «Репортер»
5 июля прошлого года Верховная Рада Украины приняла очень важное для Никопольщины Постановление «О праздновании на государственном уровне 14 октября 2012 г. 360-летия основания Чертомлыкской Запорожской Сечи и увековечивания памяти кошевого атамана Ивана Сирко». В частности, министерству культуры было рекомендовано в месячный срок рассмотреть и утвердить проект охранной зоны памятки, решить вопросы относительно оформления документации с предоставлением земель сельскохозяйственного предназначения статуса земель историко-культурного назначения.
Никопольскому району под эту дату должны были выделить 9,7 млн. грн. В том числе, на ремонт дороги от Капуловки до шоссе Никополь-Кривой Рог, обустройство автостоянки возле могилы И. Сирко и строительство полуторакилометровой дороги к Алексеевскому заливу – 4,2 млн. грн., строительство ограды по периметру территории – 1,2 млн. грн., строительство причала для казацких чаек на правом берегу Алексеевского залива – 700 тыс. грн., реконструкцию электросетей в пределах территории зон охраны памятки – 900 тыс. грн., а также оформление документации по проекту зон охраны памятки, статуса ее территории и содержания – 800 тыс. грн. и прочее.
Однако ни копейки из этих государственных миллионов в район не поступило. Почему?
Уже после торжеств, 5 декабря 2012 г. председатель парламентского комитета по вопросам культуры Владимир Яворивский направил в правительство письмо. Он отметил, что «до сих пор не осуществлено… изменение целевого назначения земель в пределах вышеупомянутых охранительных зон». То есть, земли вокруг памятки распаеваны и каждый участок принадлежит частному лицу. И естественно, бюджетные деньги нельзя вкладывать в частную собственность.
Глава комитета просил ускорить роботу по переводу земель сельскохозяйственного предназначения в земли охранной исторической зоны.
Премьер-министр Николай Азаров отдал распоряжения министру культуры и главе Днепропетровской облгосадминистрации (тогда им был Александр Вилкул) рассмотреть этот вопрос. Областной руководитель напрямую, при свидетелях, передал распоряжение главе Никопольской райгосадминистрации Сергею Воронову.
Отдадим должное, никопольские чиновники были оперативны. Но насколько правдивы? «Репортер» не знает, что они ответили в Днепропетровск, но 20 декабря 2012 г. заместитель министра культуры Ольга Губина доложила в правительство (документ по министерству 2091/10/10-12), что «по информации отдела Госкомзема в Никопольском районе Днепропетровской области земельный участок, на котором расположена памятка государственного значения «Могила Ивана Сирко», относится к землям запаса (вид угодий – другие земли, не предоставленные в собственность и пользование)».
То есть, никаких препятствий для того, чтобы оформить охранную зону вокруг могилы Сирко, не существует. По законодательству заказчиком такого проекта может быть областной, районный или сельский (в данном случае Покровский) советы. Однако они этого почему-то не делают.
Замминистра сообщила, что «по состоянию на 14.12.2012 года проект землеустройства или другая землеустроительная документация относительно организации и установления границ территории историко-культурного назначения для определения кадастрового номера или согласования в отдел Госкомзема в Никопольском районе не поступали. Право пользования земельным участком не оформлено».
Отчего ж так? «Репортер» воспользовался тем, что со 2 января 2013 г. в Украине действует электронный Земельный кадастр, и посмотрел, что за же земля находится возле могилы кошевого. Посмотрел и ахнул – практически все земельные участки (вопреки уверениям райзема) распаеваны! Серым цветом на карте указаны участки, имеющие хозяев (вверху на карте – большие участки (2,1-3,2 га) бывших колхозников, внизу – меньшие (0,7 га) работников социальной сферы).
Карта 2013 г.
Выходит, начальник районного отдела Госкомзема Сергей Дудка вместе с главой райгосадминистрации Сергеем Вороновым (а без его одобрения он не мог бы дать ответ в Киев) водят за нос не только Министерство культуры, но и правительство, а следом за ним и парламент.
Воздадим должное, при Воронове под распаевание попали лишь земли социальной сферы. Основная часть земли возле могилы кошевого была распаевана между селянами еще при их «попередниках» – районном руководителе Владимире Евтушенко и начальнике отдела земельных ресурсов Александре Бильченко, что хорошо видно на карте 2009 г.
Карта 2009 г.
Евтушенко с небольшим перерывом руководил районом в 1998-2010 г. Кроме этого, с 2001 г. он являлся кошевым атаманом общественной организации «Войско Запорожское Низовое» и неоднократно заявлял о стремлении развивать мемориальный комплекс «Могила Ивана Сирко». Для казачества он сделал немало. Впрочем, незадолго перед отставкой выступил со святотацкой идеей снять и передать в Днепропетровский краеведческий музей надгробный камень с могилы Ивана Сирко, заменив его современным надгробием. Этот план сорвала научная общественность Никополя.
23 мая 2008 г. сессия Днепропетровского областного совета утвердила Программу возрождения и развития украинского казачества на 2008-2012 гг. Отдельным пунктом в ней было прописано выделение в течение двух лет 640 тыс. грн. для составления документации на охранную зону могилы Ивана Сирко и строительство часовни.
Часовня была возведена за средства Национальной энергетической компании, а документация охранной зоны так и не была составлена. Оказывается, в областном бюджете на 2010 г. деньги выделялись. До весны того года район возглавлял Евтушенко, после – Воронов. Но никто из них не ударил палец о палец, чтобы освоить уже выделенные средства. По окончанию бюджетного года те были возвращены в областной бюджет.
Что же за не желание не создавать возле могилы Ивана Сирко историческую зону? Причем, обоих руководителей, один из которых представлял «Нашу Украину», а другой ныне руководит районной организацией Партии регионов?
Еще 15 октября 2011 г.Сергей Вороновпублично заявлял:
– Предыдущим руководством райгосадминистрации земля возле могилы Ивана Сирко была распаевана (чего нельзя было делать) и передана в собственность пайщиков. Теперь необходимо не только найти для них землю в другом месте, но и переделать государственные акты на землю (каждый стоимостью в 9 600 грн.). Мы находим полное понимание со стороны всех жителей района, владеющих там паями, и вопрос будет решен.
Однако воз и ныне там. Проект охранной зоны, чему предшествовали археологические работы, разработан за средства общественной организации «Славетна Січ». Документы прошли научно-методические советы в Днепропетровске и Киеве, подписаны в министерстве культуры Украины.
«Славетна Січ» ставит перед собой амбициозную цель возведения над Алексеевским заливом Запорожской Сечи, аналогичной той, что несколько лет назад возвели на о. Хортица. К этому проект можно привлечь не только деньги спонсоров, но и средства из государственного и областного бюджетов. Для этого нужно лишь выделить нынешним собственникам земли возле могилы кошевого другие участки на землях запаса. Но районная власть уж который год саботирует это.
И возникает вопрос: почему? Не хотелось бы верить, что все дело в том, что, по слухам, за фиктивными собственниками земельных участков вокруг могилы славного кошевого стоят их фактические собственники – очень влиятельные лица района…
Эдуард ФАТЕЕВ, «Репортер»