Так уж повелось: едва наши политики почувствуют приближение выборов, как тот час же, а порой и намного раньше, выставляют на видных местах бигборды со своими портретами и ударными лозунгами, бдительно следят за праздниками, чтобы не забыть поздравить любимых избирателей, проявляют красноречие на публичных мероприятиях--словом, везде хотят обратить на себя внимание и непременно понравиться, а если не получается проявить себя в лучшем виде, то и прибегнуть к мелким провокациям—например, напечатать листовку сомнительного содержания или распустить грязный слух о конкуренте. Оно и понятно: люди ждут сенсаций. А какая это сенсация, если собака укусила человека? Это не сенсация. Сенсация--это когда человек укусил собаку.
Вы выходите из «АТБ-Маркет», что рядом с магазином «Детский мир», и направляетесь к переходу. Что впереди бросается в глаза? Светофор? «Фу, какая проза!—скажете вы.—Надо смотреть на десяток шагов дальше, там увидите рекламный щит с симпатичным портретом депутата городского совета Александра Рыбакова, с надписью: «Горгаз погряз в беспределе и коррупции. Никополь против!» Зачарованные портретом депутата и взволнованные текстом, вы переходите через дорогу на красный свет и, едва оправившись от риска попасть в ДТП, задумываетесь: «Стоп! В привлекательной фразе Рыбаков недостаточно ясно, скорее осторожно, выражает свою позицию относительно «беспредела и коррупции»: ну, понятное дело, никопольчане--против, а он? Он вроде бы здесь и не причем.
Кстати, на «8-м квартале» этот же депутат выставил еще один щит такого же содержания, правда, с несколько измененным текстом: «Горгаз выворачивает нам карманы. Никополь против!», но и на этот раз он не заявил о своей готовности действовать в интересах обиженных горожан.
Депутат Вадим Колесник, видимо, учел просчеты своего коллеги и не делает вид, что на кого-то нападает. Он поступил просто: на бигборде поместил свое фото (выглядит импозантно) и название объединения «Громадська Сила», руководителем которой является.
Среди политиков, чьи имена и портреты появились на рекламных щитах, я бы, пожалуй, отметил депутата Дмитрия Бычкова. Он «засветился» в центре города, по крайней мере, в четырех местах. Представляет общественную организацию «Мост», призывает «будущее строить вместе».
Конечно, бигборды—не весь арсенал рекламы. Еще больший эффект влияния на наше подсознание имеют газеты и телевидение. Они всегда под рукой, им веришь. С газетной полосы или телеэкрана мы видим лица крупным планом. Они смотрят нам прямо в глаза. Нам и больше никому. Мы сидим в кресле в домашних тапочках и с чашкой чая. Все это обуславливает особый характер общения с нашими героями. Оно камерное и интимное. На нас особенно действуют портреты крупным планом. Мы вглядываемся в них. Они незаметно «намагничивают» нас своим лицом.
Особенно если оно обращено нам навстречу и при этом выражает спокойствие и уверенность. Это вызывает ответную заинтересованность читателя или зрителя. Ученые подсчитали: семьдесят 70% информации об окружающем мире человек получает через глаза.
Может возникнуть вопрос: выборы не скоро, а пиар уже идет полным ходом. Это не совсем так. Если присмотреться и призадуматься, пиар никогда не прекращается. Власть — это наркотик. Кто попробовал его хоть раз — отравлен ею навсегда. А сейчас, после падения авторитета Компартии и Партии регионов, в политическом лагере наблюдается у одних переполох, у других оживление. И хотя многим это непривычно и неприятно слышать, но выборы--это одновременно и шоу, и бизнес. Хочешь стать депутатом или мэром—не жалей денег, заказывай бигборды, иди в редакции газет и на телевидение, покупай себе рекламное место (время) или открывай свою газету--манящее кресло этого стоит.
Правда и то, что человек не сразу привыкает к вашей личности и к вашим обещаниям, но если долбить в одну точку, то он рано или поздно поверит тому, что видел и читал многократно. В идеале голос деятельного политика должен звучать каждый день. Как звучал в свое время голос Константина Лященко, как сегодня воздействует на подсознание людей Андрей Шипко. И в том, и другом случаях обаяние шоу-бизнеса не оставляет выбора: к журналистам надо идти, если хочешь завоевать толпу. The show must go on--шоу должно продолжаться, как поет британская рок-группа Queen.
Но предвыборный пиар в СМИ у нас многие практикуют и мало кто анализирует. Прежде всего, с точки зрения закона. У нас, как известно, свобода слова и печати. Каждый претендент на выборную должность имеет право восторженно хвалить себя, свою программу, партию или общественную организацию. Он может обещать все, что угодно, а мы, избиратели, должны помнить, что сказки бывают не только для детей, но и для взрослых, и противодействовать надувательству. Можно теми же средствами, которыми пользуется политик, можно другими, не запрещенными законом.
И все-таки нас, доверчивых, чем только не покупают--снижением тарифов на коммунальные услуги, бесплатными автобусами и спортивными секциями, медицинской реформой, новой детской больницей, новыми рабочими местами. Уже сегодня один из заявленных претендентов на должность мэра, в случае его избрания, пообещал нам построить мост через Каховское водохранилище… Если всем верить, то скоро Никополь превратится в Нью-Васюки.
Да, любое средство массовой информации становится инструментом обмана, если его используют политики против наивных, простодушных людей. И нечего на кого-то пенять, когда мы разочаровываемся в воровской политике Партии регионов во главе с бывшим зеком Виктором Януковичем или в экс-мэре Руслане Токаре и его соратниках. Их выборы проходили на наших глазах, с нашим участием. Мы должны были изучать биографии кандидатов, интересоваться расстановкой политических сил в городе, районе, области и стране, публично обсуждать их, а после избрания требовать систематической отчетности за проделанную работу.
Политики с нами будут играть в кошки-мышки до тех пор, пока мы не поумнеем и не научимся показывать зубы.
Виктор ЧУМАК
111 комментариев