Недавно Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что нужно работать над полной «десоветизацией» страны.
Это уже не первое заявление украинских политиков об отмене всего советского в Украине. Например, ранее депутат Киевского совета Вячеслав Михайленко обратился к мэру Киева Виталию Кличко и потребовал запретить изучение российских и советских песен, стихов о боевой славе в школах и детских садах. По его мнению, такие песни и стихотворения подрывают чувство патриотизма у подрастающего поколения.
Десталинизацию (борьбу с культом личности Сталина), как известно, мы уже пережили. Теперь на очереди—борьба с культом СССР. Впрочем, она не начинается, а уже продолжается. Мы помним, как в Никополе меняли названия улиц: Куксина—на Лапинскую, Коминтерна—на Сагайдачного, Антипова—на Херсонскую, проспект Ленина—на Трубников, ул. Газеты «Правда»--на Электрометаллургов, а площадь им. 50-летия Октября—на пл. Независимости.
Эта замена, как известно, вызвала бурю негодования у части населения: «Не трогайте Ленина и газету «Правда», оставьте в покое Куксина и Антипова», «Вам что, нечем больше заняться? Больше проблем не осталось? Не на что больше денег тратить?!»
Повозмущались и забыли.
Между тем, в стране еще осталось немереное количество улиц, название которых напоминает о коммунистическом прошлом, а, стало быть, о нашей зависимости от российского имперского мировоззрения. Только в Никополе это улицы Энгельса, Большевиков, Павлика Морозова, Московская, Ленинградская, Профинтерна, Передовиков и много других.
Более того, еще остались названия городов, которые носят даже имена преступников.
В наш быт прочно вошли советские песни и праздники—все это остатки Советов, СССР.
Как изжить идейное и психологическое наследие прошлого, если в душах стариков Ленин еще живой. Им тяжело согласиться, что советская общественная активность была бессмысленной. Они помнят себя молодыми, а тогда и рыбы в Днепре было больше, и колбаса была дешевле. Им обещали коммунизм, песни звали вперед—на БАМ, на целину, в студенческие стройотряды, и они надеялись, что завтра будет лучше, чем вчера.
Сегодня советские кинофильмы и песни возвращает их в молодые годы, где они любили, общались, рожали детей, к чему-то стремились и каждый гражданин был защищен государством, получая достаточные для существования деньги. Правда и то, что пожилые люди, регулярно голосующие за коммунистические лозунги, хотят справедливости. Но они, чувствуя невнимание к своим проблемам со стороны властей и непривычные к трезвому анализу, понимают справедливость так, как им внушила их советская жизнь.
Но времена меняются. Среди нас живет не только молодежь, не ведающая, что такое пионерия и комсомол, но и среднее поколение людей, не представляющее, что значит жить без дорогого смартфона и престижной иномарки. И по телевизору можно увидеть, в какой роскоши живут богатые люди. Это раздражает пенсионеров, склоняет их к мысли, что их жизнь догорает. И Ленин будет жить, пока мы будем проявлять советскую нетерпимость к иному мнению, к иному образу жизни.
А иное мнение публикуется в средствах массовой информации. Например, о ленинском терроре. Историки утверждают, что он был легализован советского правительства в 1918 г. якобы с той целью. чтобы обезопасить республику от классовых врагов. В специальном декрете было, например, сказано: подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, должны быть опубликованы имена всех расстрелянных. Физическому устранению подвергались антибольшевистские восстания, прежде всего восстания крестьян, сопротивлявшихся продразвёрстке.
Очевидец событий описывает следующие подробности: «В одном только Кронштадте за одну ночь было расстреляно 400 человек. Во дворе были вырыты три больших ямы, 400 человек поставлены перед ними и расстреляны один за другим».
Из записки Ленина о терроре в Латвии и Эстонии: «…перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного».
Террор в Крыму коснулся самых разных групп населения: офицеров и военных чиновников, солдат, врачей и служащих Красного Креста, сестер милосердия, ветеринаров, учителей, чиновников, земских деятелей, журналистов, инженеров, бывших дворян, священников, крестьян, убивали даже больных и раненых в лазаретах. Расстреливали, вешали, топили в море.
Всем известны репрессии против православной церкви. Некоторые убийства осуществлялись публично в сочетании с различными показательными унижениями. В частности, священнослужитель старец Золотовский был предварительно переодет в женское платье и затем повешен. Протоиерей Иоанн Кочуров был подвергнут продолжительным избиениям, затем был убит путём волочения по шпалам железнодорожных путей. В 1918 г. три православных иерея в Херсоне были распяты на кресте. В декабре 1918 года епископ Соликамский Феофан был публично казнён путём периодического окунания в прорубь и замораживания, будучи подвешенным за волосы, в Самаре бывший Михайловский епископ Исидор был посажен на кол, вследствие чего умер. Епископ Пермский Андроник был захоронен в землю заживо. Архиепископ Иоаким был казнён путём публичного повешения вниз головой в севастопольском соборе.
Епископ Серапульский Амвросий был казнён путём привязывания к хвосту лошади; в Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном, которого повесили на Царских вратах в церкви Митрофановского монастыря. В начале января 1919 г., в числе иных, был зверски умерщвлён епископ Ревельский Платон.
Историки называют еще и такую цифру: по приговорам ревтрибуналов и внесудебных заседаний ЧК в 1917—1922 годах было расстреляно 140 тыс. человек.
И вот в центре нашего города стоит свежевыкрашенный Ленин. Ухоженный, целеустремленный вождь. Он «и теперь живее всех живых». Время от времени здесь коммунисты проводят свои митинги, рассказывают, как хорошо жилось при Советской власти и как плохо живется теперь. В побежденной Германии нацистский тоталитарный режим давно исчез без следа, как кошмарный сон.
Германия давно уже в рядах самых экономически развитых стран мира. А Украина 23 года топчется почти на месте в своем постсоветском состоянии. Купается в советских образах и символах и медленно строит национальное государство со своей культурой и своими героями.
Скажите, как вы поясните своим детям младшего возраста, кто такой Ленин и за что жители города воздали о нем такую память—быть отлитым в бронзе?
А знаете ли вы, что Евдокимов, чьим именем названа ваша улица, во времена ленинского террора руководил в Крыму ударной группой, в результате деятельности которой было «изъято» 12 000 человек, из которых до 30 губернаторов, более 50 генералов, более 300 полковников, столько же «контрразведчиков и шпионов».
А можно ли гордиться ул. Профинтерна или Мопровской, не зная, почему их так назвали?
23 февраля, думаю, будет праздновать только не уважающий себя украинец, все остальные будут отмечать День защитника Украины 14 октября – на Покрова божией матери.
А флот? После всего, что произошло, праздновать день флота синхронно с русскими? Это кощунство. Надо менять дату.
Названия, символы – это очень серьёзно. Не зря в народе говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Это идеология. Почему СССР так живуч в своих мифах? Потому что идеологическая работа там была на высоком уровне.
А у нас в эту сторону, увы, власть даже не смотрит. Ее не удивляет то, что радикалы разрушают памятники Ленину пиратским способом. Видимо, забыли о том, что демократия — это, во-первых, власть народного большинства. И, во-вторых, это власть закона. И что неприлично, отказавшись и от исполнения закона, и от согласования принимаемых решений с мнением большинства, говорить о демократии.
Да, поставить точку на советском прошлом быстро не удается. А придется ставить.
Виктор ЧУМАК
59 комментариев